Сова в культуре

В легендах, мифах и исторических записях совам отведено значительное место. Из-за человеческого невежества и суеверий птицы долгое время подвергались гонениям; лишь с появлением более научного подхода к естественной истории реальные факты о совах начали вытеснять и стирать их сомнительную репутацию.

Сова в культуре

Мысли о совах практически не менялись с самых ранних времён до девятнадцатого века. Более двух тысяч лет назад Овидий в своих «Метаморфозах» отзывался о совах крайне негативно:

« Гнусною птицей он стал, вещуньей грозящего горя,

Нерасторопной совой, для смертных предвестием бедствий. »

В другом своём произведении, «Фасты», Овидий упоминает сову в записи про колдовство — в Древнем Риме верили, что ведьмы способны при помощи магии превращаться в совок, или сами совки оборачивались колдуньями и, забираясь через окно в детские спальни, пили у спящих детей кровь. За это несчастных птиц, случайно оказавшихся возле человеческого жилища, прибивали к дверям, чтобы отвадить зло в будущем. Похожие практики проводились в Европе, например в Германии, но уже в более позднее время.

Сову упоминает и Вергилий в 12-й книге Энеиды, перед окончанием конфликта между Энеем и Турном: услышав издалека крик и увидев хлопающие крылья, Ютурна, сестра Турна, с отчаянием произносит:
« […] Не множьте, гнусные птицы,
Ужас мой: узнаю я погибельный шум и удары
Ваших крыл.»
Сова, по словам Вергилия, прилетала на крыши Карфагена и предсказала измену, опустошение и смерть Дидоне. Другая сова, по легенде, предрекла гибель Цезаря.
Одно из ранних упоминаний сов присутствует в Библии. Еврейский пророк Исайя изобразил будущий Вавилон, ставший гнездовьем сов и других животных:
… дома наполнятся скорбными созданиями; и совы поселятся там, и сатиры будут плясать там… и сова, и ворон поселятся там… и станут они обиталищем драконов, и местом для сов… и сатир будет взывать к другим; и совка будет прятаться там и найдёт себе место для отдыха.
— Исаия 13-21 и 34-11, 34-13, 34-14
Вавилон
Queen of the Night (Babylon).jpg
Барельеф «Царица Ночи» в Британском музее
Известный вавилонский барельеф, созданный более четырёх тысяч лет назад, изображает грозную обнажённую женщину-богиню с совиными крыльями и ногами, попирающую двух тощих львов в знак своей силы. Она стоит между двух крупных сов, возможно, компаньонов или стражей. До сих пор не установлено, кого именно изображает рельеф: вавилонскую богиню Иштар, демоницу Лилит, Анат хананеев, шумерскую Инанну или Эрешкигаль, сестру Инанны и королеву подземного царства. Британский музей, хранящий у себя изображение, назвал его «Царица Ночи».[6]
Египет
Sculptor’s trial piece, letter M.jpg
Египетская сова, Британский музей
В египетском письме сова-глиф обозначает букву «М». В отличие от других символов-птиц, всегда нарисованных в профиль, сова изображается с повёрнутой к зрителю головой.
Хотя сову не возводили в ранг культовой птицы, как, например, сокола, ибиса или стервятника, к ней относились с крайним уважением и даже подвергали мумификации. По мумифицированным останкам было определено несколько разновидностей сов, в том числе сипух.

Сова — символ мудрости, атрибут древнегреческой богини Афины.
Совами также называют людей, которые привыкли поздно ложиться спать и поздно вставать (в отличие от жаворонков).
В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).
В цикле книг Кэтрин Ласки «Легенды Ночных Стражей» главными действующими лицами являются разумные совы, унаследовавшие качества, способности и характер людей. В книгах во многом достоверно описаны повадки, привычки и образ жизни разных видов сов.
Сова — символ игры «Что? Где? Когда?».
В книге Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» в теле совы была заключена одна из Великих Волшебниц.

Show More
Добавить комментарий