Сибирский хаски

Собаки русского Дальнего Востока

Ездовые собаки русского Дальнего Востока ещё с неолита разводились аборигенными оседлыми народами, занимавшимися ловлей рыбы и охотой на морского зверя и принадлежавших к, так называемой, «охотской культуре». Потомки этих народов — нивхи, юкагиры-чуванцы, кереки, отчасти азиатские эскимосы, сохранили традицию разведения ездовых. Неслучайно эти районы соседние народы называли «страной собак» — имея достаточное количество корма — сушенной рыбы, они были в состоянии прокормить большое количество псов, необходимых для хорошей упряжки, для которой требовалось, как минимум, 9 собак.

Развитию ездового собаководства толчок также дали в 17-18 веке русские, активно осваивавшие эти районы в поисках «мягкого золота» — им потребовался транспорт и для сбора «ясака» — налога, которым они обложили покорённые племена, и для доставки товаров, и для почты, и для езды должностных лиц. Появился и распространился новый тип более крупной и вместительной нарты, так называемый, «восточно-сибирский русский». И, соответственно, потребовалось большее количество собак для её транспортировки. Русские охотно нанимали местных каюров и активно обучались сами. Когда в 1920 г. Амундсен побывал у русских старожилов Колымы, то он восторженно написал: «В езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».

Когда началась «Золотоя лихорадка» на Аляске, резко возрос спрос на ездовых собак и у наших соседей. А так как русский Дальний Восток ими был освоен довольно неплохо (американцы активно вели китобойный и тюлений промысел в районах Чукотки, Камчатки и Охотского моря), то собак повезли с этих мест. Особо не разбираясь в этнографии, местные народы они делили на русских и чукчей.

Show More
Добавить комментарий