ПОЛЕВОЙ БУКЕТ( икебана)

Цветы нужны нам, наверное, так же, как музыка, поэзия, живопись. Бельгийский писатель М. Метерлинк справедливо заметил: «Кто знает, как бы выглядело человечество, не знающее цветов. …Разве наш характер, наша мораль, наше восприятие красоты, наше понимание счастья остались бы такими же)».

ПОЛЕВОЙ БУКЕТ( икебана)

Любовь к цветам породила в Японии оригинальный вид искусства — икебана.

ПОЛЕВОЙ БУКЕТ( икебана)

Искусство это зародилось очень давно. Первые композиции из растений появились в Японии примерно в VI веке. Вначале они служили украшением храмов и представляли собой прямые, негнущиеся цветы и ветви в богатых бронзовых сосудах. Верхушки растений смотрели в небо, символизируя веру. Постепенно этот стиль, называемый «рикка», изменился и дал жизнь новым направлениям. Японские мастера цветочной аранжировки сигали применять более гибкие растения, располагая их не только вертикально, но и горизонтально. Появились оригинальные миниатюрные ландшафты. Композициями из растений стали украшать не только храмы, дворцы, но и интерьеры жилых помещений.

Достигнув большого расцвета к XV столетию, искусство цветочной аранжировки стало частью чайного ритуала. Букет в специальной нише — токонома — в одной из стен чайного домика и свиток живописи, выполненный рукой непрофессионального художника, настраивали гостей на беседы по литературе, философии, искусству. Образ чайного букета — это, как правило, один цветок. Он лучше, чем сто, может передать всю красоту цветочного сада. Цветок обязательно следовало показать в процессе жизни, не полностью распустившимся, так как законченность способна погасить воображение.

Чайная церемония не утратила своего значения и поныне. Японцы считают, что несколько часов, проведенные за чашкой прекрасно заваренного чая, дают хорошую разрядку и снимают стрессовое состояние.

Чайный ритуал дал жизнь целому стилю в икебане — «нагэире». Девиз этого стиля: красота там, где нет искусственности. Цветы размещают преимущественно в высоких вазах таким образом, будто они еще не сорваны, а растут. Кстати, это основополагающий принцип икебаны. Ведь термин «икебана» произошел от иероглифов «икэ» — жизнь, «бана» — цветок и обозначает «живущие цветы».

В современном стиле «морибана» чаще применяют корзины или низкие плоские вазы (в основном керамические) с открытой водной поверхностью. При аранжировке в больших количествах используют не только цветы, но и листья, ветки, всевозможный растительный материал.

Особую выразительность и изящество придают композициям линии. Основу составляют три ветки или цветка — самая длинная (по-японски — «син»), символизирующая небо, средняя («соэ») — человек и маленькая («хикаэ») — земля. Используя специальные наколки «кеизаны» или другие приспособления, ветки или цветы укрепляют так, чтобы были необходимые углы наклона. Каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество. Совсем прямые ветки употребляют крайне редко, только на первоначальных уроках икебаны.

В Японии изучение, искусства икебаны стало обязательным для девушек. Открыто около 3 тысяч школ, из них 60 — крупные и 3 («Икэнобо», «Охара», «Согэцу») — самые крупные.

Помимо традиционных стилей, школа «Согэцу» пропагандирует так называемый свободный, авангардистский. Композиции отличаются абстрактностью образов, при аранжировках широко используются элементы коллажа, скульптуры.

Рассказать о всех школах и направлениях икебаны, о всех стилях, каждый из которых отражал свою эпоху, в одной статье невозможно. В целом необходимо отметить, что искусство икебаны, подчеркивая безупречную красоту растительного мира, научило нас любоваться одним цветком, замечать его строение, форму, окраску. Практически весь мир находится под влиянием икебаны, однако мастера-аранжировщики стараются применять в своих композициях только то, что больше подходит их стране.

Наверное, оттого, что на необъятных просторах нашей Родины великое множество цветов, особенно полевых, русский букет всегда славился пышностью. Вспомним хотя бы натюрморты К. Коровина, П. Кончаловского, И. Хруцкого, М. Сарьяна. В России XVIII века цветы (или лепестки) разбрасывали по праздничному столу или же делали из них «дорогу» на скатерти, коротко подрезая и став», в низкие вазы вдоль всего стола. В XIX веке были модны «цветочные водопады».

Во все века букет отражал и будет отражать традиции своего времени. Что касается современных композиций из цветов, то их отличает изысканность в сочетании с простотой. Порой они поражают неожиданностью и смелостью исполнения, гармонически соединяя, казалось бы, несовместимое: цветы — со всевозможными корягами, камешками, ракушками, мхом.

О современном букете можно сказать, что он не знает «мертвого» времени года. И зимой можно украсить дом, причем не только купленными в магазине живыми цветами, но и композициями из хвойных веток и сухого материала. Нужно только усердно поискать в лесу или в саду подходящие растения. Ничего, что земля покрыта снегом. Зоркий глаз издалека увидит засохшие шарообразные головки декоративных луков на длинных ножках, пушистые метелки полевых трав, а на юге — султаны нампасской травы… Кроме этих растений, можно включить в композицию веточки ели, сосны, туи или заготовленные осенью яркие фонарики физалиса, эффектные лунарии, соцветия тысячелистника и, конечно, ажурные зонтики борщевика. Это многолетнее растение с крупными зонтиками цветков еще в начале нашей эры описал римский писатель и ученый Плиний Старший, дав ему название Heracleum — в честь легендарного древнегреческого героя Геракла. Борщевик действительно поражает воображение своими гигантскими размерами: его мощный, сочный стебель поднимается над землей на 1,5, а иногда и на 4,5 метра. Срезать борщевик можно лишь когда он станет сухоцветом, так как в период вегетации растение дает сильные ожоги.

Оживить декоративные луки, тысячелистник, борщевик, метелки полевых трав поможет нитроэмаль в аэрозольной упаковке; лучше подобрать два цвета, гармонирующие друг с другом. Но прежде чем окрашивать, растения нужно хорошо вымыть и дать им высохнуть.

Уверена, что людям, неравнодушным к цветам, собственное видение, фантазия и вкус помогут создать неповторимые композиции в любое время года. Им будет в радость «превращать в искусство быт».

А теперь несколько советов по составлению букета.

Стройность, графичность придают композициям декоративные злаки. Легкость, ажурность, воздушность — гибкие травы. Особенно хороши мелкие соцветия гипсофилы и ветки кермека.

Злаки собирают и сушат в конце лета, когда они приобретают золотистый цвет. Гипсофилу — в момент цветения. Кермек — в разное время: в момент цветения, немного позднее и осенью.

Своеобразный вид придают композициям листья разной формы и величины. Можно воспользоваться пожелтевшими листьями или слегка поврежденными. Из них «выкраивают» новые, обрезав ненужные края и придав им задуманную форму.

Обрабатывая материал для композиций, срезают ненужные бутоны, стебли, веточки, листья. Их не выбрасывают, а используют для миниатюрных букетов.

Эффектны букеты в плоских вазах. Крепят их на металлических наколках с острыми нержавеющими иглами. Наколки («кензаны») — всего лишь подсобный материал и не должны быть заметными. Поэтому их прикрывают ветками, цветками, листьями.

Удобны в качестве наколок подушки из мха-сфагнума. Мох запасают летом и хранят в стеклянной посуде, опрыскивая время от времени водой. Подушки из него делают следующим образом: берут камень, обертывают его мхом и обвязывают тонкой веревочкой. Острым стержнем делают в подушке отверстия для стеблей растений.

Очень важно правильно выбрать место расположения композиции и удачно найти фон. Предпочтение отдают спокойному, нейтральному фону, но возможны и контрасты.

Тюльпаны станут «стройнее», если, обновив срезы, уложить их плотно друг к другу, завернуть в бумажную трубку и поставить на несколько часов в воду в прохладное место.

Стебли роз подрезают острым ножом наискось и ставят в воду на 2—3 часа. Затем заворачивают в газетную бумагу и кладут на нижнюю полку холодильника. Если через день листья и цветки слегка увянут, снова подрезают стебель на 1—1,5 см и опять держат в воде не менее двух часов. После этого кладут на прежнее место. Пройдя такой «санаторный курс», розы будут стоять в букете долго. Как правило, срезанные гладиолусы распускают лишь нижние цветки. Когда они завянут, обрезают нижнюю часть стебля, а верхушки ставят в воду. Через некоторое время бутоны раскрываются.

Show More
Добавить комментарий