Женский европейский костюм 11-12 века

Женский европейский костюм 11-12 века

Женский европейский костюм 11-12 века

Костюм представляет собой наиболее «изменяемую» часть материальной культуры и отражает представления общества о женской красоте. В XI — XII вв. начал перерождаться, реагируя на изменения в обществе.

Описание женского костюма

Женский костюм XI -XII вв. состоит из нижней рубахи – камизии (шемиз), нижнего платья – шенс и вводится верхнее платье блио. До появления блио знатные женщины носили византийскую далматику. Отсутствие блио допускается лишь для бедных женщин или в интимной домашней обстановке. Камизия теперь подкрашивалась шафраном и приобретала оранжево-золотистый оттенок. Шенс изготавливался из тонкого льняного полотна или шёлка. Блио выполняет роль верхней одежды, длиной до пола. Блио может быть цельнокроёным или отрезным по талии, в зависимости от ширины материала. По бокам делают разрезы, которые шнуруются лентами для плотного облегания фигуры. К концу XII века блио усложняется и состоит из облегающего лифа с широкой горловиной, длинной юбки и украшенного пояса. Мода на ширину и длину рукавов варьируется: сначала рукава узкие до локтя и сильно расширяющиеся снизу, имеют форму воронки, затем в области предплечья рукав стягивается шнурками.

Традиционный гардероб

Традиционный гардероб в это время пополняется новыми вещами дублет, пелиссон и жипп. Появление жиппа в женском гардеробе варьируется от XII до XIV вв. В это время ещё не придумали вытачки, чтобы придавать одежде нужную форму, но начали применять разделение лифа на две части.

По этому принципу сделан жипп на статуе знатной дамы собора в Шартре (приложение №2 ил.10) По рисунку видно, что женские костюмы середины XII в. становятся значительно сложнее, количество одновременно одеваемых одежд увеличилось. Поверх традиционно одеваемых шенса и блио знатные дамы могли одевать ещё и жип из тонкой ткани, длина жипа достигает середины бёдер. По краю фигурного выреза жипа проложена вышивка скреплённая заколкой «афиш» 10а) или может быть проложен узорный галун. (10в). На талии пояс обычно состоял из чеканных драгоценных пластинок, мягкий пояс располагается на бёдрах, на блио, и завязывается спереди сложным узлом. Концы пояса одинаковой длины свисают до низу. Пояс завязывался всегда дважды сначала определённым узлом на пояснице и лишь затем спереди на бёдрах. Рукава блио сильно расширенные к низу, с плиссировкой и имеют волнообразную линию края (приложение №2 ил.10а), на (приложение №2 ил.10в) рукава отделаны тесьмой. Поверх блио идёт манто, его полы обшиты широким позументом. Голова покрыта небольшим покрывалом, сверху надевали различные головные уборы – венцы, диадемы, металлические обручи. Длинные косы перевиты лентами, знатные дамы использовали парчовые ленты, и спущены вперед. Обувь – мягкие башмаки из мягкой кожи или дорогой ткани. Тонкие струящиеся ткани выявляют и подчёркивают женственность этих дам. Стиль этих костюмов во многом противоположен монументальному, четкому и величественному в своей простоте романскому стилю костюма.

Плащи и накидки

Плащи и накидки не претерпели существенных изменений, их могут украшать бахромой или вышивкой. Плащ из драгоценной материи и украшенной вышивкой был принадлежностью костюма особ царской крови.

Обувь

Обувь у простолюдинок не изменяется и представляет собой кожаные башмаки, прикрепляющиеся к ноге длинными ремнями, также могут ходить либо босиком, либо в деревянных башмаках. Средневековые туфли для знатных дам изготавливаются из кожи или ткани ярких расцветок, подбиваются мехом или парчой, украшаются с помощью вышивки, пуговиц. Получает распространение остроносая обувь – пигаш. По длине носка пигаш судят о благородстве и общественном положении.

Покрывала

Покрывала, распространенные в одежде ранних веков как головные уборы, продолжают одевать и дальше. Девушки могли ходить с непокрытой головой, начинают носить длинные распущенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким головным убором был круглый платок из белой ткани с отверстием для лица, который закрывал голову и плечи, либо белое покрывало (платок)

Украшения

Одежду дополняют застёжки на плащах и пряжки на поясах, грудь украшается амулетами, металлическими пластинками, браслеты защищают запястья, на голове носят венцы и колты – височные подвески, серьги, кольца, украшенные гребни, ожерелья. Для тонкой одежды предназначаются булавки, аграфы. Изделия отделываются драгоценными камнями. Общее количество обиходных украшений в данный период увеличилось.

Перемены в сфере костюма

К заметным переменам в сфере костюме с начала эпохи крестовых походов можно отнести: удлинение одежды, расширение ассортимента тканей и изготовление её профессиональными ремесленниками, усиление орнаментальных мотивов. В крое одежды появляются три шва: боковые и средний шов спинки, что позволяет достигать плотного облегания фигуры.

Женские платья 12 века очень просты по фасону и полностью закрывают фигуру. По моде тех времен, рукава были очень длинны, от чего их владелицам часто даже приходилось завязывать их в узлы.

Костюмы и одежда 12-го века

Женщины

Платье
Женское платье состояло из 2 частей: нижняя одежда (шенс) и верхнее платье (блио).
Шенс делали обычно из тонкого полотна, он был длинною до пят и имел узкие рукава до запястья.
Блио, как верхнее платье отличалось большой сложностью покроя. Верхняя часть платья стягивала торс и грудь, ее делали по фигуре и зашнуровывали по бокам. Иногда шнуровка заменялась пуговицами. На уровне бедер платье резко расширялось и ниспадало красивыми складками. Колоколообразного покроя добивались вставкой в юбку боковых клиньев. Чаще всего Блио было до пола, но иногда оно не доходило до щиколоток примерно 15 – 20 см, было уже и имело по подолу широкую отделку тесьмой. Рукава блио от плеча до локтя были очень узки, а от локтя – ниспадали длинными, вертикально свисающими манжетами, зачастую доходившими до пола. У женщин из простонародья если и встречались манжеты, то не такие длинные. Платье не обременялось золотом и драгоценностями.

Верхняя одежда

Наиболее распространенной верхней женской одеждой был плащ.
Шап – плащ с рукавами и капюшоном
Сок – плащ в виде мантии, кроился в форме полукруга и застегивался спереди с помощью шнура или цепочки и двух металлических дисков по бокам.
[h2]
Головной убор[/h2]
Замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом, девушки ходили с непокрытой головой, со свободно спадающими или заплетенными в косы волосами.
Примерно в это время женщины стали носить платок вплотную к подбородку. Поверх него мог надеваться венец с головным платком или без него. Девушки украшали голову венцами, венками или парчовыми лентами. Также в 12 веке начинают носить тюрбан. Очень часто тюрбан совмещали с традиционным головным убором.

Обувь

Мягкая женская обувь была остроконечной и отделывалась вышивкой.

Прочее

Поверх платья иногда одевали пояс. Он лежал на бедрах и был настолько длинным, что концы его свешивались до самых колен. Застегивался он спереди. Слева к поясу привешивался иногда на длинном двойном ремешке кошелек для раздачи милостыни. Изредка носили перчатки из белого полотна длиной до локтя.

Мужчины

Платья
В 12 веке большое распространение получили длинные мужские одежды. Нижнее платье (шенс) доходило до лодыжек, расширяясь книзу в боковых частях. Конструкция шенса была подчеркнута расположением отделки – вышивка украшала ворот пройму, низ шенса и рукавов. Верхнее платье (блио) также было длинным и широким, с рукавами различных форм:
Расширяющиеся книзу подобно воронке или очень широкие в пройме и плотно облегающие запястья.
Другой вариант верхнего платья – длинное и широкое, без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом. Данное платье могло надеваться на блио. У блио были большие боковые разрезы, позволяющие видеть шенс. Иногда боковые разрезы имелись как на шенсе, так и на блио, для удобства езды верхом.
Шенс и блио всегда делали из разных цветов, широко используя зеленые, синие, желтые и красные тона ткани и меха.
У простонародья и у юношей (в частности оруженосцев) одежда могла быть длиною только до колена.
У рыцарей поверх кольчужного доспеха одевались Котт или нарамник с гербом рыцаря

Штаны

Штаны не были соединены друг с дружкой, т.е. это были штаны–чулки (шоссы), облегающие ногу и крепившиеся завязками на уровень бедра к коротким штанишкам (брэ). Шоссы часто делали из материи разных цветов. Только в Англии брэ в 12 веке все еще имели вид коротких до колена шаровар.

Верхнее платье

Полукруглый плащ на подкладке другого цвета или подбитый мехом без капюшона, по краю мог украшаться тесьмой. Скреплялся или на правом плече пряжкой или спереди с помощью шнура или цепочки, продевавшихся через дискообразные пластинки по бокам плаща.
[h2]
Головной убор[/h2]
Самым распространенным был куаф или шапирон. Шапирон – род капюшона с пелериной и длинным мысом, спускавшимся с темени на спину (на играх — т. н. «гномий капюшон»)
Праздничным головным убором была парчовая лента, украшенная драгоценностями – трессуар, ее обвивали вокруг головы, или шапель – обруч или венец ювелирной работы, либо венок из живых цветов.
Чепец, представлявший собой шапочку, охватывавшую уши и имеющую длинные свисающие завязки. Носился как самостоятельный головной убор (крестьяне, юноши, феодалы в доме.), на него же, надевали верхнюю шапку или шлем.
Остроносая шляпа с отогнутыми к затылку полями.

Обувь

Пулены, остроносая обувь, носившаяся как мужчинами, так и женщинами. Ботт – сапоги с короткими голенищами, делавшиеся также с длинными носами. Наиболее распространены были среди горожан.

Прочее

Опоясывались широкими металлическим поясом из отдельных подвижных частей, украшенным пряжками и драгоценными камнями. Были, конечно, и кожаные пояса, попроще. На поясе висели кошель с милостыней для раздачи бедным и меч. Перчатки считались большой роскошью: их носили только короли и богатые дворяне

Show More
Добавить комментарий