Забытый язык. О веере

В наше суетливое, стремительное время эта изящная вещица встречается редко. Веер сегодня используют разве что в театральных постановках, на костюмированных праздниках, или в качестве украшения квартиры – бумажные веера стали часто вешать на стену. А ведь когда-то эта милая «безделица» имела огромное множество смыслов.

С момента своего появления веер приобретал всё большее значение. Сначала он был средством защиты от духоты и насекомых, и назывался опахало. В древности в странах с жарким климатом, таких как Индия и Египет, опахало делали из листьев пальм и лотосов. До сих пор точно не установлено кому принадлежит идея создания этого уникального предмета. Японцы оспаривают первенство изобретения веера китайцами и индийцами. Но тот факт, что обыкновенный лист превратился из средства охлаждения в предмет роскоши и власти, является неоспоримым.

В Древнем Египте опахало являлось атрибутом величия фараона и признаком высокого достоинства. Эта принадлежность гардероба обозначала положение важной особы в обществе, её высокий статус. Веера часто носили лица царской фамилии, которые даже имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, и на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум. А молодые невольники, обмахивающие веером своих хозяек, звались – флабелеферами.

В Древнем Китае веер являлся важным знаком сословного различия. Существовала особая иерархия, чётко контролирующая кому какой веер носить. Привилегированные лица, например, члены царской семьи, владели опахалом, которое было украшено золотом и нефритом. Сановники (или мандарины) пользовались опахалом из серебра и слоновой кости. Самым простым был веер учёного – из вощёной бумаги. Уровень и сложность исполнения веера — изысканность формы, дороговизна материала, техника, в которой работал мастер — имели определяющее значение. Декор веера зависел не только от статуса его хозяина, но и от возраста, профессии, а также от времени года, события, местности.

Надписи и рисунки, которыми художник с ювелирной точностью, вручную покрывал веер, не только несли важную смысловую нагрузку, но и делали этот аксессуар настоящим произведением искусства.

Веер в Китае и Японии имеет давнюю историю. Традиции, связанные с этой вещицей, замысловаты и удивительно красивы, в них зашифровано бесконечное множество символов и смыслов.
Китайские поэты относили возникновение опахала к эпохе императора У-Вана, жившего во втором тысячелетии до нашей эры. Позже появились круглые бумажные веера на ручке, которые в I веке нашей эры у Китая заимствовала Япония — веер «утива».
В японском языке четко различаются два типа веера — утива и сэнсу. Сэнсу – веер китайского происхождения из пластин, которые могут складываться и разворачиваться.
Во многих японских книгах и фильмах можно увидеть, что, так называемый боевой веер был сделан на раскладной основе сэнсу. Таким веером японские воины могли не только нанести ощутимый удар по голове противника, но и, резко развернув веер, разрезать ему горло: кромки такого веера затачивались остро! Ребра такого веера делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой.
В ХII в. Веера — сэнсу стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов. Они стали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Утива — это веер в виде лепестка или опахала, сделанный из единого куска дерева или из проволоки, обтянутой шелком или из картона; традиция считает его чисто японским изобретением. В период Эдо веера — утива получили большое распространение и особенно полюбились в среде артистов. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возник и новый вид веера — оги. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами. Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста. Впрочем, в средние века оги, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства.
Вскоре моряки и путешественники привезли диковинку в Европу. Там веер прижился всего на несколько столетий. И хотя на Западе он не обрёл столь богатую историю, как на Востоке, всё же, стал предметом роскоши в руках светских барышень.
Был придуман особый тайный язык жестов, на котором общались избранные. Язык веера появился во Франции в эпоху Людовиков (хотя некоторые считают, что он пришел из Испании), а потом перекочевал и в Россию. Веер являлся неизменным спутником дам всех возрастов на приёмах и балах. Обмахиваться веером барышни начинали уже в возрасте 13-14 лет.
Язык этого выразительного аксессуара был полон нюансов и отражал почти всю гамму эмоций дамы из высшего общества. Существовала целая система жестов и положений веера в руке, каждый из которых обозначал какую-то фразу или кокетливый намёк. Приведем лишь несколько примеров. Когда девушка открытым веером дотрагивалась до левого уха, это означало: «Будьте осторожны, за нами следят». А когда барабанила закрытым веером по ладони левой руки, то, как бы говорила: «Я сделалась недоверчива». Чтобы признаться в любви, достаточно было коснуться раскрытым веером ладони правой руки, а когда кавалеру хотели сказать резкое «ненавижу», то закрывали веер и подносили к правому плечу.
Подавать собеседнику свой веер верхним концом – значит выразить ему свою симпатию и расположение. А нижним концом – выказать своё презрение.
В наше время веер утратил свой таинственный язык и превратился в безмолвный сувенир… Веера вешают на стену, в качестве дизайнерского украшения. Иногда их можно увидеть в руках горожан в разгар лета, когда воздух застывает от жары и пекла. В остальных случаях этот аксессуар выглядит экзотично. И только в Японии и Китае веера до сих пор используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров. В их руках веер оживает и обретает язык! В танце веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча. Зрелище танцующего с веером всегда завораживает и потрясает красотой.

Show More
Добавить комментарий