шляпа шапокляк

Шапокля́к (фр. chapeau claque) (chapeau [шапо] — шляпа и claque [кл’ак] (читается: кляк) — шлепок, удар ладонью) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.

Кто не знает злую старушку со смешной фамилией Шапокляк из мультфильма про Крокодила Гену! Но мало кому известно, что так назвали складной цилиндр – вещь, некогда совершенно необходимую каждому щеголю. Изобрели его во Франции – слово «шапокляк» можно перевести как «шляпа-хлопок», потому что цилиндр при нажатии пружинки складывался в лепешку с характерным щелчком.

Именно во Франции были созданы многие механические устройства для одежды и причесок. Большая часть этих приспособлений предназначалась женщинам, но и мужчины не остались обделенными. Например, для них придумали устройство для проведения идеального пробора, которое, впрочем, осталось курьезом, не получившим широкого распространения. Шапокляк же просуществовал так долго, как и обычный цилиндр, потому что каждый светский человек был обязан появляться в обществе в цилиндре или шапокляке. Их давно перестали производить, но, даже увидев шапокляк впервые, нельзя ошибиться – его тулья не гладкая, лоснящаяся, а слегка ребристая – чтобы легко и аккуратно складывалась. Владимир Набоков упомянул этот головной убор в романе 1930 года «Защита Лужина»: «Горничная поздравляла, что-то быстро говорила и с благоговением приняла лужинский шапокляк. Лужин с тонкой улыбкой показал, как он захлопывается. «Удивительно», – воскликнула горничная».

А впервые в российской прессе о шапокляке написали в 1829 году в журнале «Московский телеграф», имевшем весьма авторитетный раздел модных новинок. Читатели с удовольствием воспользовались «механизированной шляпой». Во время визитов традиционный цилиндр причинял своему владельцу много неудобств. Он вошел в моду тогда, когда внутреннее устройство богатого дома не предполагало прихожей с подставками для шляп, тростей и зонтов. Поэтому столь громоздкий головной убор полагалось класть на подоконник в гостиной или ставить на пол слева от кресла. Небольшая пружинка избавляла модника от необходимости искать место для шляпы, особенно в театре или ином публичном месте, где нельзя было быть уверенным в безупречной чистоте паркета. Сложенный шапокляк носили под мышкой левой руки, как когда-то треугольную шляпу.
Источник 1

Источник 2

Show More
Добавить комментарий