Шляпа Наполеона

, в которой он был во время кампании 1812 года, в России, из коллекции Б.Вейдера.

Вы догадались, какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личным «ноу-хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII в. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами (она только становилась выше и несколько уже), и первым модельером собственной шляпы был он сам. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимум украшений: трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.

Шляпником Наполеона в период империи был г-н Пупар. Он поставлял императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 новые, а 4 отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше Наполеон носил бархатный колпак (прообраз современной пилотки).

Во время кампании в России в 1812 году Наполеон был в соей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву. Причем, по настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея, шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступал в российскую столицу. В этой же шляпе Наполеон покинул Москву 19 октября 1812 г.

Однако долго он ее не носил. С началом сильных морозов его уже видели в русской боярской шубе и шапке.

Известный художник, Шарль де Стёйбен, сумел отобразить всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Эта своеобразная шарада позволяет прочесть все славные и трагические моменты истории первой империи, не показывая самого императора
Вот ее разгадка. Первые три шляпы в верхнем ряду символизируют две итальянcкиe кампании и экспедицию в Египет. Три шляпы во втором ряду — империю, ее рождение, рассвет и закат. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.
Кстати, на острове Св. Елены Наполеон тоже носил головные уборы, иногда очень забавные.»

Наиболее распространенным головным убором во французской армии XVIII века была шляпа из черного фетра, которая представляла собой обыкновенную круглую шляпу с загнутыми вверх, с трех сторон, полями. Это всем известная треуголка. К концу века «рог шляпы» (выступающий вперед острый угол) практически исчез, а боковые поля наоборот удлинились. Поля, удерживаемые крючками либо кожаными петлями, теперь круто поднимались вверх, при этом лицевое поле было ниже тыльного. К концу Империи (1815 г.) некоторые шляпы были довольно громоздкими, т.е. и широкими и высокими, что делало их обладателей людьми высокого роста. С левой стороны лицевого поля имелась петлица в виде галуна, который пришивался вверху к внешней кромке шляпы, а внизу застегивался на армейскую пуговицу. В верхней части галуна крепилась кокарда. Позади кокарды имелся небольшой кронштейн для закрепления помпона или плюмажа из перьев. Внешние края шляп обшивались цветным кантом или пушистой бахромой из золотых или серебряных нитей. Манера ношения шляпы была очень важной и, хотя во многом она зависела от фантазии и вкусов ее обладателя, а также веяний моды, неизменным оставалось одно – перед сражением шляпу всегда одевали так, что углы оказывались над плечами, а вот на марше или в походе ее разрешалось поворачивать на 90 градусов.

Однако весь период истории Империи символизируется всего одной шляпой. Вы догадались какой. Да, это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху Империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе ни одной из частей французской армии и явлалась личным «ноу хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII века. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами, (она только становилась выше и несколько уже) и первым модельером собственной шляпы был сам Наполеон. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимальные украшения — трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.

Шляпником Наполеона в период Империи был г-н Пупар. Он поставлял Императору шляпы по цене 48 франков за штуку. Известно, что за период с марта по декабрь 1807 г. у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новые, а 4 — отремонтированные старые. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами, как это было, например, во время встречи с австрийским посланником Меттернихом в 1813 г. Но когда гнев стихал, он всегда поднимал ее. Менее известен факт, что во время кампаний или на марше, Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

Во время кампании в России, в 1812 г., император был в своей знаменитой «маленькой шляпе», но только по пути из Парижа в Москву, причем по настоянию главного хирурга Великой армии Жана-Доменика Ларрея шляпа императора была утеплена шерстяной тканью изнутри на случай сильных морозов. Эта шляпа сохранилась до наших дней и находится в личной коллекции д-ра Бена Вейдера, известного канадского историка и бизнесмена с мировым именем, автора ряда книг по исследованию жизни и особенно тайны смерти Наполеона, который любезно согласился предоставить фотографию знаменитой шляпы Наполеона для нашей публикации.

Show More
Добавить комментарий