МИР ПУГОВИЦ

Пуговицы имеют богатую историю, первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда была найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.Изредка встречаются пуговицы и в античных раскопках, подчас очень красивые: из терракоты, позолоченные и т.д.

МИР ПУГОВИЦ

Уже в IV-III тысячелетии до н.э. наши предки, проживающие на территории современной Московской области носили янтарные пуговицы в виде диска с двумя отверстиями.так называемые доисторические пуговицы

МИР ПУГОВИЦ

В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определенное число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее. На тигилеях Ивана IV, например, имелось: на одном — 48, на другом — 68 золотых пуговиц. Характерно также наличие украшений у самих пуговиц (в виде кисточек).В период раннего средневековья пуговицы использовались мало, платье держалось в основном на шнуровке и крючках. Реформа костюма в XIII в. – изобретение кроя, позволившего носить одежду облегающую, словно вторая кожа, — привела к массовому использованию пуговиц. В Париже возникают союзы ремесленников – цехи, объединившие пуговичников, работавших с определенным материалом: металлом, костью, стеклом. Производство пуговиц вскоре становится весомой частью европейской экономики. Они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга.Миланским. Каждая туника имела от 40 до 126 золотых пуговиц. Вообще количество пуговиц далеко превышало практические нужды. Например, в 1757г. английский герцог Бедфорд заплатил пять фунтов (месячный доход зажиточного ремесленника) за мундир со ста пуговицами.

О том, как широко применялись пуговицы и сколь важное значение им придавалось, говорит тот факт, что их производство регулировалось государством. Когда в XVII в. В моду вошли пуговицы, обтянутые тканью и украшенные кружевами и вышивкой, французские законы предписывали обтягивать их исключительно шелком, дабы поддержать шелковое производство В Париже и Лионе. В Англии же в конце XVII – начале XVIII столетия обтяжные пуговиц, наоборот, были официально запрещены: британским пуговичникам надлежало способствовать развитию металлургии.

XVIII столетие называют золотым веком пуговиц, тогда их разнообразие было безгранично. Для производства использовались: золото, серебро, олово, сталь, латунь, стекло, рог, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, эмаль, дерево. В 20-е гг. ХХ в. Наиболее распространены были пуговицы из пластика бакелита, именовавшегося «материалом тысячи возможностей». Тогда же в моду входят фигурные пуговицы – в виде животных, растений, вощей и т.п. Парижанку Эльза Шиапарелли, законодательница женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который окончил школу искусств, и одновременно был хорошо образован в области химии, были увлечены сюрреализмом. Совместными усилиями они изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Здесь были пуговицы в форме фруктов — лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Пуговицы – маленькие прозрачные коробочки, наполненные зернами риса и кофе, или ряды уменьшающихся в размере бабочек. Все эти изделия носили сюрреалистический налет и предназначались для любой части костюма, где для них оставалось место — даже на шляпах. Открытый Эльзой салон Madame Schiap на Вандомской площади пользовался огромным успехом.

После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручныйц материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок. В 50-60-х гг. ХХв. Во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Несмотря на то, что процесс производства трудоемок, с преобладанием ручных операций, стеклянные пуговицы успешно конкурировали с пластмассовыми до начала 80-х гг. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться.

Show More
Добавить комментарий