Собрание Уоллеса в Лондоне

Расположенное в элегантном лондонском особняке, собрание Уоллес является одним из лучших музеев Великобритании. В частности, здесь находится великолепная коллекция французской живописи XVIII столетия.

Собрание Уоллеса в Лондоне

Чтобы увидеть лучшие картины художника, необходимо побывать на его родине. Это утверждение кажется бесспорным, но в случае с Буше все не совсем так. Разумеется, Лувр владеет несколькими его прекрасными работами, есть они и в других французских музеях. Но не будем забывать о том, что после революции 1789 года французская публика не просто «перестала интересоваться» творчеством мастера, но даже выказывала отвращение к нему. А когда опьянение «свободой» и «новыми ценностями» прошло, оказалось, что картины Буше разошлись по всему миру. И теперь получить наиболее полное представление о художнике можно в стокгольмской Национальной галерее и — лондонском Собрании Уоллес.

Этот музей находится всего лишь в нескольких минутах ходьбы от шумной Оксфорд-стрит, на маленькой, удивительно камерной площади. С содержанием музея (а здесь хранятся подлинные сокровища живописи) в полной мере гармонирует и его форма. Он располагается в георгианском особняке, построенном в 1776 году для Четвертого герцога Манчестерского. Герцога привлекла непринужденная красота этой местности и — что сегодня звучит, конечно же, странно — обилие уток на местных прудах (он был страстным охотником).

В 1788 году герцог Манчестерский скончался, и в здании разместилось посольство Испании, которое занимало дом до конца следующего десятилетия, пока особняк не приобрел Второй маркиз Хертфорд. Это случилось в 1797 году. Маркиз решил сделать этот дом своей «главной лондонской резиденцией» и назвал его «Хертфорд-хаусом». После смерти маркиза, однако, его наследники не слишком-то часто наведывались в эту «резиденцию». А когда умерла вдова маркиза Хертфорда (в 1834 году), дом вновь перешел к посольству — на сей раз, к французскому. Только в 1850 году особняк неподалеку от Оксфорд-стрит начал постепенно становиться музеем. Хертфорды решили использовать его для хранения произведений искусства, находящихся во владении семьи. Нужно сказать, что к этому времени маркизы владели весьма представительной коллекцией живописи и предметов декоративно- прикладного искусства. Ее фундамент заложил Френсис Сеймур (1719-1794), Первый маркиз Хертфорд. О том, что он обладал весьма тонким художественным вкусом, говорит хотя бы то, что в его собрании было шесть картин Каналетто.

Второй маркиз Хертфорд (1743-1822) также питал самый пламенный интерес к искусству — в особенности к севрскому фарфору и британской портретной школе. Но первым настоящим коллекционером стал Третий маркиз Хертфорд (1777-1842). Приобретение произведений искусства было для него не просто увлечением, но стилем жизни. В отличие от своих деда и отца, он отдавал предпочтение голландской живописи.

Впрочем, главными героями нашего рассказа должны быть все же не они, а Четвертый маркиз Хертфорд (1800-1870) и его незаконнорожденный сын сэр Ричард Уоллес (1818-1890), которого маркиз объявил своим наследником. Оба они, проведя большую часть жизни во Франции, сумели собрать поистине грандиозную коллекцию полотен французских художников XVIII столетия. Коллекция была столь велика, что в 1872 году к Хертфорд-хаусу пришлось сделать пристройку — специально для хранения картин.
Перед смертью Ричард Уоллес решил завещать все свое собрание Великобритании, и леди Уоллес (до замужества — простая парижская продавщица) в точности исполнила последнюю волю своего супруга. Уже в 1900 году, то есть всего спустя три года после смерти леди Уоллес, двери музея открылись для первых посетителей. В завещании сэра Уоллеса есть любопытные моменты: в частности, музею не разрешено продавать или передавать во временное пользование ни один из музейных экспонатов; кроме того, музей не имеет права что-либо приобретать или получать в дар. Словом, сэр Уоллес позаботился о том, чтобы его собрание вечно оставалось таким, каким оно было когда-то оставлено нации.
Тем не менее, Собрание Уоллес — это не мавзолей. Музей живет весьма активной жизнью. В его помещении устраиваются выставки, концерты, лекции, творческие вечера, организуются классы живописи. Не так давно был перестроен внутренний двор Хертфорд- хауса, и теперь в нем располагается скульптурная галерея. Удалось расширить и само помещение музея, в результате чего появилось место для библиотеки, лекционного зала и отдела акварелей.
Именно Ричард Сеймур-Конвей, Четвертый маркиз Хертфорд, приобрел изрядную долю тех картин, что ныне составляют славу Собрания Уоллес. Родители будущего коллекционера жили порознь, и свое детство он провел с матерью в Париже. Некоторое время (с 1819 по 1826 год) маркиз служил в армии, а затем вышел в отставку и большую часть жизни провел, предаваясь приятным досугам (одним из коих было собирание произведений искусства)

Show More
Добавить комментарий