Собор Святого Вита в Праге

Собор Святого Вита (чеш. Katedrala svateho Vita, полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава иВойтеха, Vita, Vaclava a Vojtecha) — готический католический собор в Пражском Граде, местопребывание архиепископа Пражского.

Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии.

В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалиисредневековой Чехии.

Кафедральный храм св. Вита был построен на самом священном холме Праги, вершина которого также и центральная мистическая точка. Этим мистическим центром является часовня св. Вацлава, расположенная в юго-восточной части храма. Место часовни подчеркнуто башней и парадным входом — Золотыми воротами, расположение которых нетипично — на южной стороне, на стороне солнца. В часовне св. Вацлава происходит соединение земли и неба. Здесь человек Вацлав поставлен на роль представителя Бога, верующие входят сюда, чтобы встретиться с Богом. Мученик Вацлав пробивает небесный свод и открывает вход в иной мир. В часовне переплетается символика Вацлава как последователя Христа с символикой Откровения Иоанна Богослова. В этом замысле Вацлав становится Христом, Солнечным героем, Логосом — Божьим словом, созидающим и освящающим, являющимся пониманием правды и основы мира.

Собор Св. Вита — самый главный пражский храм. Этот кафедральный собор является одни из самых красивых и гармоничных сооружений Пражского Града, да и всей Праги, сочетающим в своей архитектуре готический стиль, ренессанс и барокко. Впечатление производят и размеры этого здания — его внутренняя длина составляет 124 м, высота — 34 м, а главная башня поднимается на 96,6 м. Шпили собора видны почти из любой точки Праги.

В настоящее время в собор можно попасть через западные бронзовые ворота, на средних створках которых имеются рельефы, Изображающие историю строительства собора. Справа находится изображение св. Вацлава, слева — причисленного к лику святых епископа Войтеха, который погиб во время миссионерской поездки в Прибалтику. На витраже в виде розы — сцена сотворения мира.
Согласно легенде, на месте, где построен собор Св. Вита, во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно черного петуха. По созвучию с именем языческого бога построенную здесь в 926 г. ротонду решили назвать в честь св. Вита.
Романская ротонда Св. Вита в 1096 г. была перестроена в базилику. После учреждения в 1344 г. пражского архиепископства потребовался парадный собор для проведения наиболее торжественных церемоний, и на месте базилики началось строительство.
По проекту, подготовленному французским архитектором Матье из Арраса, новый готический собор должен был стать самым большим храмом в Праге и всей Чехии, символизирующим три вещи — Прагу как главный в Чехии город, Пражский Град— как начало Праги и сам собор — как главный храм Града.
Для того чтобы собрать средства на строительство, Карл IV пустился на разные ухищрения — начал брать налоги с добычи серебра и с церквей, поставил на широкую ногу торговлю индульгенциями. Несмотря на это, при его жизни собор так и не был достроен, более того, строительство продолжалось невероятно долго — почти 600 лет, с 1344 по 1929 г.
Через 8 лет после начала строительства умер Матье из Арраса и продолжать возведение собора Пражского Града Карл пригласил Петра Парлержа, которому в то время было всего 24 года. В период с 1356 по 1399 гг. под его руководством были выстроены лестница, капеллы обхода хора, свод пресвитерия и нижняя часть главной башни с Золотыми воротами. Как и Матье, Пётр Парлерж был похоронен в северной части собора.
После смерти Парлержа строительством собора занялись его сыновья — Ян, Пётр и Вацлав, которые взялись за завершение главной башни, однако их работу прервали Гуситские войны.
Во время сражений собор Св. Вита сильно пострадал — гуситами были разрушены некоторые алтари и сильно повреждены уже отделанные интерьеры.
В начале XVI в. был заложен фундамент северной башни и установлены колонны центрального нефа, однако на этом строительство вновь остановилось. В 1541 г. собор пострадал от большого пожара и для его восстановления были приглашены архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Эти зодчие завершили работу, начатую Петром Парлержем — в 1562 г. они достроили главную башню и придали ей ренессансный вид, дополнив галереей и луковичным куполом. В 1575-1576 гг. была возведена часовня над гробницей св. Войтеха под руководством архитектора У. Аосталли. В XVI в. были изготовлены колокола и украшающие башню часы.
Внутреннее убранство собора снова пострадало в 1619 г. во время восстания в Праге. Протестанты уничтожили и вынесли все украшения и превратили здание в молельню. В 1673 г. была предпринята новая попытка завершить затянувшееся строительство — после посещения Праги императором Леопольдом I был заложен фундамент нового нефа в стиле барокко, спроектированного Д. Д. Орси.
Новая война принесла собору новые разрушения — он сильно пострадал от артиллерийского обстрела прусской армии во время войны за Австрийское наследство, а через 3 года в купол главной башни попала молния, в результате чего он раскололся. Восстановление купола в 1770 г. было получено архитектору Н. Пакасси, который придал ей барочный облик.
Долгое время после этого не велось никаких строительных работ и только в 1861 г. в Праге было организовано Общество по достройке собора, которое сыграло немалую роль в завершении начатых работ и приданию собору законченного облика. В 1929 г. собор достроили, однако далеко не все архитектурные детали разных периодов удалось сохранить до наших дней.
Внутри собора столько произведений искусства и памятников архитектуры, что на их осмотр можно потратить несколько дней, но наиболее интересными в историческом плане являются хоры Вольмута, часовня Св. Войтеха и Королевская усыпальница.
Королевская усыпальница расположена перед главным алтарем храма, построенным в 1873 г. в неоготическом стиле архитекторами Й. Моцкером и Й. О. Краннером. Автором проекта надгробия является голландский скульптор А. Коллин. На верхней плите надгробия находятся скульптурные изображения полулежащих императора Фердинанда I, его супруги Анны и сына — императора Максимилиана II. : Несмотря на то что Фердинанд II правил в Вене и большую часть жизни провел там, он велел похоронить себя в соборе Св. Вита, признав тем самым важную роль Праги в жизни империи. Его внук, Рудольф II, велел похоронить рядом с ним и своего отца, Максимилиана II. По приказу Рудольфа на боковых стенах усыпальницы были созданы рельефные изображения Карла, IV, Вацлава IV, Ладислава Погробека и Йиржи из Подебрад, похороненных в крипте собора Св. Вита. Там же находится и могила самого Рудольфа II.
Усыпальницу окружает железное решетчатое ограждение, сделанное пражским мастером Иржиком Шмидтхаммером. В 1589 г. эта решетка была реконструирована и расширена Людвиком Гунтером и Мельхиором Вагнером.
Вдоль стен внутри собора идет ряд часовен, в которых находится огромное количество старинных предметов церковной утвари, произведений искусства, а также многочисленные захоронения пражских архиепископов, князей и других лиц, которых пражане сочли достойными чести быть погребенными в главном храме Чехии. Вход почти во все часовни закрыт для обычных посетителей, свободно можно попасть только в отдельные.
Одна из открытых для посещения — часовня Св. Вацлава — была построена в 1367 г. Петром Парлержем над ротондой, где был погребен Св. Вацлав. Надгробие святого было восстановлено в начале XX в. В часовне больше всего привлекают внимание стены, расписанные и инкрустированные полудрагоценными камнями. Здесь также имеется алтарь в готическом стиле, созданный в XIV в.
В одной из часовен собора находится надгробие в стиле барокко, принадлежащее Яну Боржите из Мартиниц, хозяину Мартиницкого дворца на Градчанской площади, и его брату Ярославу, который стал жертвой дефенестрации в 1618 г.
Первые строители собора, Матье из Арраса и Пётр Парлерж, покоятся в часовне Марии Магдалины. Недалеко от выхода из собора находится часовня, украшенная витражом с изображением свв. Кирилла и Мефодия, сделанным в 1931 г. знаменитым Альфонсом Мухой. В этой часовне погребены пражские архиепископы, умершие до 1909 г. Архиепископы, умершие позднее, покоятся в нише слева от главного алтаря.
По лестнице, расположенной рядом с часовней Св. Креста, можно спуститься в крипту храма, где находятся могилы Карла IV, четырех его жен и других правителей Чехии. Все царствовавшие особы, вопреки ожиданиям, лежат не в роскошных, а в простых деревянных саркофагах, сделанных в начале XX в.
В соборе св. Вита хранятся чешские коронационные регалии. Палата, где они находятся, закрыта на 7 разных замков, а ключи от них хранятся у 7 первых лиц чешской республики — президента, мэра Праги, председателя парламента, архиепископа и др. Драгоценности выставляются для обозрения только в самых торжественных случаях.
В часовне Шварценбергов в соборе хранится еще одна реликвия Чехии — бронзовая доска, изготовленная в память о бархатной революции 1989 г., которая, в отличие от коронационных драгоценностей, открыта для обозрения каждый день.
В настоящее время в хорошую погоду открыта для посещения и главная башня собора. Колокола на башне и сейчас находятся в рабочем состоянии — ежедневно на них исполняются слышные на большом расстоянии церковные мелодии.

Show More
Добавить комментарий