Скульптуры и водометы Большого каскада Петергофа

По своему замыслу и оформлению петергофская резиденция явилась памятником триумфальной победы русской армии и флота в борьбе за овладение Балтийским морским путем. Идея могущества России, ее торжества в Северной войне со Швецией наиболее отчетливо выражена в художественном ансамбле Большого каскада.

Большой каскад — самое грандиозное сооружение Нижнего парка. Расположенный на естественном склоне, он занимает площадь свыше трех тысяч квадратных метров. Каскад состоит из трех частей: Верхнего грота, двух семиступенчатых водопадных лестниц и Нижнего грота между ними. Снизу он замыкается ковшом Морского канала, который, словно гигантская чаша, наполняется водами фонтанов. Великолепная картина предстает перед вами и с террасы Большого дворца, и со стороны моря: буйное ликование водяных струй и потоков, мощный водомет «Самсона», окутывающий ковш облаком брызг, сверкание золота статуй, белизна мрамора, спокойная, строгая линия канала — все это подчеркивает величие грандиозной панорамы.

И фонтанное, и скульптурное убранство Большого каскада глубоко символично. Помимо двух мощных потоков, низвергающихся по ступеням беломраморных лестниц, здесь бьют более ста сорока разнообразных по форме фонтанов. В центре этого водяного царства высится титаническая фигура Самсона, стоящая на массивном пьедестале из груды замшелых камней. В этой фигуре выражено огромное внутреннее напряжение и вместе с тем спокойная уверенность в своих силах. Самсон могучим усилием разрывает пасть льву, из которой взвивается кверху столб воды высотой до двадцати метров. Гигантский фонтан является выражением и предсмертного крика царя зверей и торжества победителя. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Их водометы образуют серебристый водяной венок, в центре которого сверкает золоченая фигура Самсона. Из полуциркульных ниш пьедестала с удивлением смотрят четыре льва, из пастей которых льется вода в бассейн.

Широкое использование аллегории характерно для искусства XVIII века. Так, при установке статуй в Летнем саду в Петербурге Петр I говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном при удовольствии своем найти некоторое поучительное наставление». Такое «поучительное наставление» содержится и в скульптурной группе «Самсон, разрывающий пасть льва». В чем же оно заключается?

Решающей битвой в Северной войне явилась знаменитая Полтавская баталия 27 июня 1709 года, в которой русские войска наголову разбили шведов. Победа русских войск под Полтавой имела большое политическое и военное значение. Результаты ее сказались на ходе всей русско-шведской войны. Гибель шведской армии произвела огромное впечатление в странах Западной Европы. Этому выдающемуся событию были посвящены многочисленные описания, гравюры, рисунки, картины и произведения скульптуры. Безусловно, что в оформлении Большого каскада, посвященного торжеству России над Швецией в Северной войне, должно было найти отражение и это событие. Петр I решил изобразить победу своих войск под Полтавой в виде аллегорической фигуры древнегреческого богатыря Геркулеса, «который дерется с гадом семиглавым, называемым гидрою». Такую группу предполагалось поставить наверху Большого каскада. Но осуществить свой замысел Петр I не успел. Скульптурная группа с гигантским фонтаном была поставлена уже после смерти царя, причем Геркулеса заменили «Самсоном Российским».

Сюжет для такой группы был выбран не случайно. Полтавская битва совпала с отмечавшимся православной церковью днем святого Сампсония, который считался покровителем русских войск. После Полтавской победы во имя этого святого в городах России, в том числе в Петербурге и Кронштадте, строили церкви, часовни и соборы. Но тщедушный «святой Сампсоний», каким его представляли иконописцы, не мог олицетворить богатырскую силу войска Петрова в изобразительном искусстве. Тогда художники и скульпторы, используя мотивы известного библейского сказания о Самсоне, победившем царя зверей — льва, создали обобщающий образ богатыря — «Самсона Российского, рыкающего льва свейского (шведского) преславно растерзавшего». Самсон стал олицетворением неколебимой мощи русского государства, а поверженный лев — символом побежденной Швеции.

Самсон находится в окружении многочисленных героев и богов древнегреческой мифологии. В каждой из скульптурных групп, оформляющих тот или иной фонтан каскада, развивается и усиливается мысль о могуществе России — морской державы.

С высоты верхнего грота, отделенного от дворцовой террасы балюстрадой, в сторону «Самсона» направлены две мощные струи: то повелители волн морские чудовища — тритоны, словно приветствуя героя-богатыря, трубят в витые раковины. Во время пуска фонтанов «Тритоны» начинают бить только в тот момент, когда струя из пасти поверженного Самсоном льва достигает самой высокой своей точки. Такая зависимость водометов усиливает смысловую подчиненность их аллегорических скульптурных украшений.

Покровительницы мореплавателей наяды с мальчиками-тритонами, сказочные девы — морские сирены с огромными дельфинами расположены на поребрике ковша, у ног Самсона-победителя. Стенки бассейна ковша украшены ритмично повторяющимися масками, из которых также бьют струи. Все эти фонтаны и скульптурные группы означают покорность морской стихии и ее обитателей.

На выступающих из воды туфовых полуостровках, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек Волхова и Невы — величественного старца с веслом и молодой женщины, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. Это символическое выражение выдающегося события петровской поры — строительства Ладожского канала, соединившего реки Волхов и Неву, связавшего центральную Россию с морскими путями. На нижней, подпорной стенке каскада, облицованной туфом, между «Невой» и «Волховом» установлены восемнадцать герм — своеобразных украшений, ведущих свое начало от дорожных столбов Древней Греции. Длинные полосатые выступы — гермы увенчаны масками мифологического бога торговли Гермеса. Так аллегорически изображалось процветание торговли, открытие водных торговых путей России в Западную Европу.

Центральная площадка каскада перед гротом украшена оригинальным фонтаном «Корзинка»: тридцать девять прозрачных струй, переплетаясь, образуют узор круглой корзины, внутри которой бьют восемь вертикальных струй, напоминающих букет цветов. Если вспомнить, что на языке аллегорий XVIII века корзина с плодами, цветами обозначала богатство, изобилие, то становится ясным, что и этот изящный, неповторимый по художественному своеобразию фонтан оказался на месте. Обильные воды фонтанной корзины по трем широким ступеням и пологому сливу также спускаются в ковш.

Show More
Добавить комментарий