Храм богини Артемиды в Эфесе и другие достопримечательности

Одна из самых восхитительных построек, которую создали в Древнем мире, шедевр античной архитектуры, «чудо света» (одно из) – такими словами обычно описывают храм богини Артемиды в Эфесе. У него была непростая судьба: его сжигали, грабили, разбирали по кусочкам для строительства других зданий. Время, землетрясения и оползни похоронили храм под землей. И он (точнее то, что от него осталось) был найден только в 19 веке. Тогда археолог из Британии докопался до фундамента, но полностью его открыли только в 20 веке.

Храм богини Артемиды в Эфесе был построен с таким размахом, потому что Артемида пользовалась в тех краях особой популярностью. Не смотря на то, что культ богини был распространен повсеместно, именно на территории Эфесе он проявился особенно сильно. Это связывают с тем, что, скорее всего, именно там этот культ и зародился. Еще до греческой колонизации жители тех земель просили о милости Великую мать, покровительницу всего живого. Не смотря на то, то имя было другим, функции у нее были такие же, как и у греческой богини.

Храм богини Артемиды в Эфесе стоили дважды потому, что первый вариант святилища был уничтожен пожаром в 356 году до н. э. Тогда безумец по имени Герострат поджег здание, чтобы войти навеки в историю. Храм сильно пострадал6 огонь добрался до деревянных конструкций, рухнула крыша и стены. С этим жители города не смогли смириться. Преступника казнили, а потом принялись за восстановление святыни.

Реконструкцией сгоревшего храма занялся архитектор Александр Дейнократ (второй вариант имени – Хейрократ). Он внес лишь незначительные изменения в изначальный план проекта: он сделал основание здания выше, чтобы храм поднимался над строениями, которые успели его окружить к тому времени. Храм богини Артемиды в Эфесе вернул себе прежнюю красоту: его облицевали мраморными плитами, украшением главного зала сделали 15-метровая статуя богини, украшенная золотом и драгоценностями. В оформлении святыни участвовали лучшие художники и скульпторы того времени. Вскоре слава прекрасного и грандиозного храма выла далеко за пределы Эфеса. Так что не удивительно, что посмотреть на него съезжались из разных стран.

Сейчас храм мало чем напоминает то огромное, беломраморное здание с колоннами, которое радовало глаз гостей и жителей города. Если хотите сами в этом убедиться, то отправляйтесь в город Сельчук, что на юге провинции Измир. Там, прямо скажем, любоваться особо нечем: остатки основания и одна колонна. Но храм не единственное, на что едут посмотреть туристы. Там целый музей под открытым небом. Так что если вас не впечатлит храм богини Артемиды в Эфесе, можете изучить местность вокруг, и вы найдете немало интересного. Например, библиотеку Цельсия, вторую по величине (после Александрийской) в Древнем мире. Она служила своего рода гробницей, в которой на цокольном этаже стоял саркофаг Тиберия Юлия Цельса. Он был выдающимся и очень образованным человеком своего времени. Поэтому вопреки римской традиции, которая запрещала хоронить усопших в черте города, тело Цельса разрешили оставить в библиотеке.

Фасад – это то, что осталось после налета готов, которые учинили там пожар. Но по сравнению с храмом богини Артемиды в Эфесе, можно сказать, что это здание сохранилось замечательно. В 70-х годах прошлого века провели реконструкцию двухъярусного фасада здания. Между колоннами нижнего яруса находятся ниши со статуями, которые символизируют Мысль, Мудрость, Добродетель, Познание. Эти четыре женские фигуры – не оригинальная версия, а лишь качественная копия из гипса. Чтобы увидеть подлинники, нужно посетить музей Эфесе в Вене.

Храм богини Артемиды в Эфесе и библиотека Цельсия не единственные в списке достопримечательностей. Сюда же можно добавить два театра. Первый был большим, рассчитанным на 25 000 зрителей. Здание театра было трехэтажным, украшенным барельефами и разными скульптурами. Сцена дошла до наших дней в очень хорошем состоянии, что определенно увеличивает историческую и культурную ценность театра.

Второй, Малый театр или одеон, вмещал 1400 человек. Изначально его строили не столько для спектаклей, сколько для заседаний сената. Потом его использовали поочередно то для первого, то для второго. Но есть версия, что одеон никогда не был местом для театральных трагедий, ни для принятия политических решений из-за недочетов в конструкции. Там не была продуманна системы для слива дождевых вод.
Если вам мало будет святилища, библиотеки и театров, то внесите в свой план посещение храма Адриана, улицы Куретов, осмотр ансамбля зданий «Дома богачей» (или «Дома на склоне холма»). Интересно будет послушать и рассказ о доме Богородицы, в котором по убеждению некоторых, жила мать Иисуса.

Show More
Добавить комментарий