Гаваи. Гавайские тики.

Что символизируют эти мифические статуи, и какое место они занимают в гавайской культуре? Если вам когда-нибудь доводилось встречать древние, выполненные из дерева, фигуры, то вы, скорее всего, заметили по их величественным позам и строгим лицам, что тики – статуи очень важных, уважаемых людей, а также определенных богов, хранителей и духов.

Немногие знают, что у деревянных статуй тики есть своеобразная история, но даже краткое описание предназначения тики может объяснить ту роль, которую играл символизм в традиционном гавайском обществе.

Происхождение тики

Первые жители Гавайев прибыли на острова из Полинезии примерно тысячу лет назад, принеся на Гавайи свою культуру и обычаи. Многие боги Гавайев и Полинезии были представлены своими статуями тики. Словом «тики» обозначаются разные виды идолов, от церемониальных статуй племени Маори (Новая Зеландия) и до вырезанных из древесины моа фигур на острове Пасхи и современных статуй с Гавайев.

В полинезийской мифологии статуя тики часто символизирует первого человека на Земле. Эти фигуры продолжают использоваться в религиозных ритуалах в некоторых полинезийских культурах. В Новой Зеландии миниатюрные фигурки тики носят с собой в качестве амулетов, защищающих от бесплодия.

В древней гавайской культуре боги, земля (аина) и люди (канака) сосуществовали в одном мире. Если люди правильно (поно) заботились о земле, то это радовало богов. Если боги были счастливы, то они позволяли земле обеспечивать своим плодородием существование людей. Каждый бог может принимать различные формы (кинолау) животных и людей.
Статуи тики являлись образом определенного бога и хранили в себе ману (силу) этого бога. Тщательно вырезанные фигурки могли уберечь людей от несчастий, придать им силы во время войны и обеспечить хороший урожай.
Важными богами Гавайев, у которых есть свои тики, являются:
Ку (Ku) – бог войны
Лоно (Lono) – бог земледелия и мира
Кане (Kane) – бог-отец, покровитель солнечного света, лесов и воды
Каналоа (Kanaloa) – бог моря
Древние жители Гавайев жили в тесной связи со своими богами, а тики являлись своеобразным связующим звеном между ними. Общаясь с богами через тики, гавайцы могли найти правильный путь к умиротворению и гармонии. Жители островов верили, что все они являются потомками богов. Обеспечение правильной жизни и почитание богов являлись задачами верховных правителей (алии нуи).
Правители считались прямыми потомками богом, что возлагало на них огромные обязанности. Кроме статуй тики, почтение к высшим духам и богам-покровителям находило свое выражение в каждом действии любого члена общества древних Гавайев: от амулетов из китовых зубов, головных украшений и накидок из перьев птиц, которые носили только самые главные правители, и до жертвоприношений и прочих религиозных обрядов и правил (например, раздельная трапеза мужчин и женщин).
Древняя система вероисповедания (аикапу) была отменена королем Камехамеха II в 1819 году, и большинство храмов и статуй было разрушено. В настоящее время существуют только частично сохранившиеся тики, которые являются напоминанием о том времени, когда религия была важным руководством в жизни общества. Согласно гавайским поверьям, давным-давно боги спустились на Землю в образе обычных людей. И статуи тики отражают не только божественное начало, но и их человечность. Тики служили напоминанием о близости мира богов к миру людей и укрепляли веру островитян в удивительные способности богов.
Говорят, первые статуи были вырезаны около 1400 года на Маркизских островах. Статуи тики существуют во многих формах: от огромных скульптур бога войны Ку и до изображений различных богов на барабанах, лодках и предметах домашнего быта, или петроглифов на скалах и татуировках на теле. Художественное сходство тики отражает высокий уровень мастерства людей. Самая узнаваемая статуя тики – существо с сильным, коренастым телом, прямоугольной головой и головным убором. Эта статуя служит, в определенной мере, запугиванию людей, что можно заключить из устрашающего выражения ее огромных глазах и положения тела, которое явно дает понять, что эта фигура готова к войне.

После 1930-х годов вся культура тики, отражающая островную жизнь Южного Тихого океана, начала развиваться вокруг этих странных статуй: рестораны, оформленные бессмысленными фигурками тики (торшерами, мебелью, узорами на тканях и деревянными или бамбуковыми вещами); в тики-барах подавали «маи таи» и другие островные напитки. Культура тики распространилась на материковую часть Америки, и ее узоры использовались везде. После 1959 года, когда Гавайи вошли в состав США, культура тики, гавайская рубашка и другие гавайские вещи были долго время «en vogue», в моде.
В настоящее время гигантские деревянные статуи можно найти в нескольких местах Гавайских островов, включая Полинезийский культурный центр на северном побережье Оаху. В баре «La Marianas» (на острове Санд), который является, пожалуй, самым известным тики-баром, можно насладиться тропическим коктейлем в окружении различных фигурок тики. Туристы могут найти тики почти везде, но следует помнить, что современные тики-сувениры для туристов когда-то были идолами почитаемых и могущественных богов.

Show More
Добавить комментарий