Посох. Символика

«Посох-образовано посредством приставки по от утраченного «сохъ» (от той же основы, что и название сельскохозяйственного орудия «соха»).

Принадлежность пастуха,-посох с крюком на конце, чтобы ловить за ногу овцу.

Длинная трость с загнутым верхним концом или набалдашником. В некоторых случаях слово «посох» употребляется как символ крепости (Пс 22.4; Ис 3.1; Иер 48.17).Исконно — «палка с загнутым концом» (одним, а не двумя, как у сохи) иносказательно — опора (на пути), путеводитель в жизни. Также трость для опоры с заострённым нижним концом для упора по льду.

Жезл, символизирующий духовную христианскую церковную власть при пасении паствы.Олицетворяет мужскую силу, власть, достоинство, путешествия, паломничество. Посох — атрибут всех Добрых Пастырей. Посох с кольцами означает власть и авторитет епископа; посох, который несут перед занимающим высокий церковный пост, символизирует достоинство служебного положения; посох в левой руке указывает на сан архиепископа, епископа, игумена или игумении. Посох паломника стал символом святых Иоанна Крестителя, Иеремии, Христофора, Урсулы и др. Посох, покрытый побегами, — символ святого Этельреда и Иосифа Аримафейского. В греко-римской традиции посох вестника.

Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох с символическими изображениями.

Посох или патерисса (греч.?????????, ???????? от ????? — отец), жезл (греч.??????), который вручается архиерею после посвящения его в святительский сан, по окончании Божественной Литургии. Посох, как символ пастырской власти над пасомыми и отеческого попечения о них, указывает архиерею на его пастырскую обязанность вести свою паству на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков. Посох дается также архимандриту или игумену или игуменье, в знак духовной власти над той обителью, в которую он поставляется начальником.
Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими — древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4, 2—5). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7, 8—10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его (Исх. 14, 16). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17, 5—6). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания. Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: «Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего».(Мих. 7, 14). Посох — трость особого вида и назначения. Считается, что в древности посохи наделялись определённой магической силой для различных целей. Основным назначением посоха было опирание на него при ходьбе.

Show More
Добавить комментарий