МЕЧЬ «ДАО»

Легенда о божественном Мече Дао(«ДАО цзянь»)

МЕЧЬ «ДАО»

Это было во время правления императора Хуан Ди (2600 лет до н.э.). Император долго воевал с племенем великанов Чи Ю. После 70 проигранных сражений он обнаружил, что затяжная война приносит огромный ущерб и убытки и что если продолжать так дальше, то за победу придётся заплатить очень большую цену.

Хуан Ди собрал всех мудрецов и генералов, они стали думать, как победить Чи Ю с минимальными потерями. Первый генерал императора Ди Цзе сказал, что небесные духи под холмом Сюань-Юань (место рождения Хуан Ди, нынешний город Чженчжоу провинции Хэнань) спрятали кусок очень крепкого металла, если его выкопать и выковать из него меч, то это будет очень сильное оружие.

Услышав это, Хуан Ди сразу же послал людей к холму, чтобы выкопать это металл, а затем приказал богу огня Чжужуну выковать из него оружие. Целый месяц Чжужун раскалял в печи металл. Уже приближалось время очередного сражения, а металл не только не раскалился, чтобы его можно было обработать, но даже и совсем не нагрелся. Забеспокоился император и обратился к Небу с молитвой. Верховный Владыка внял его мольбам и сообщил, что тот кусок металла образовался из осколка топора Бога Паньгу, который не уничтожился и соединился с ци изначального Хаоса. Бог также поведал императору, что обычный огонь мира людей не может расплавить этот металл, так как его оболочка из ци Хаоса не подчиняется воздействию пяти стихий (железо, дерево, вода, огонь, земля). То есть, чтобы выковать что-либо из этого металла, нужно было сначала удалить этот ци.

Узнав об этом, мудрая жена императора Лэй Цзу сказала, что для того, чтобы рассеять этот ци, нужны три пера с головы, крыла и хвоста феникса, а также кровь четырёх больших чудовищ. Всё было сделано, как она велела. И когда все эти компоненты вместе с металлом снова положили в печь, Жужун даже ещё не успел зажечь огонь, как раздался сильный грохот, а из Пяти Священный пиков (Тайшань, Хуашань, Хэншань (Хунань), Хэншань (Шаньси), и Суншань) вылетели молнии, соединились вместе с металлом и появился меч. После этого Цан Цзе (мифический создатель иероглифов) выгравировал на мече с одной стороны солнце, луну и небесные созвездия, а с другой стороны горы, реки, травы и деревья. Это означало, что квинтэссенция всего сущего заключена в этом мече.

Этот меч, который разрезал камни, как кусок глины, помог великому императору Хуан Ди победить племя Чи Ю и окончательно установить свою власть в Поднебесной.

В конце эпохи Воюющих царств (403-221 гг. до н. э) и начале правления династии Цинь (221-207 до н.э.) мечи уже изготавливались из бронзы и железа. Они были узкими и длинными (до одного метра). Во время изготовления мечи очень тщательно отшлифовывали, а специальные добавки из окислов хрома придавали клинкам иссиня-чёрный блеск, а также предохраняли их от ржавчины. Мечи, найденные в гробницах циньской династии в провинции Шэньси, выглядят как новые.

В период династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), мечи из бронзы были полностью вытеснены мечами из стали. По прочности и эластичности сталь гораздо превосходила бронзу.

В период Северной Хань мечи изготовлялись ровными, с одной острой стороной. Ручка меча заканчивалась железным кольцом обычно с образом зодиакального созвездия в качестве украшения.

Однако в последние годы правления Хань на смену длинным мечам пришли, как их называют «длинные ножи» («чан дао»), которые по форме практически не отличались от мечей, но были гораздо легче и эластичней. В те времена воины уже не носили тяжёлые латы во время сражений, поэтому такие лёгкие мечи были для них гораздо удобней.

В период Троецарствия (220 – 280 г. н.э.) появились слегка изогнутые мечи со скошенным остриём.

При династии Тан (618 – 907 г. н.э.) на рукоятках мечей уже не было колец, они были деревянными, насаженными на металлическую ось и обмотанными шёлковой нитью. Заканчивалась рукоять металлическим набалдашником. Ножны и рукоятка инкрустировались драгоценными камнями и украшались золотом. Холодное оружие в этот период превратилось в настоящие произведения искусства. Эти мечи назывались «Большими ножами танского образца».

Кроме длинных мечей с короткой рукояткой, были также и мечи с длинной рукояткой и коротким лезвием – «мо дао». Их использовали пешие солдаты, становясь плотно друг к другу, и продвигаясь на врага стеной, выставив эти мечи перед собой. Однако в древних рукописях нет никаких упоминаний об использовании этих мечей в последующих династиях. Скорей всего «мо дао» небыли ими унаследованы.

Далее в эпоху Пяти династий и Десяти царств (907—960 г. н.э.) появился порох и на сцене боевых действий появились ружья. В этот период, а также и при последующей династии Сун, воинов-всадников потеснили пехотинцы. Мечи в этот период стали более изогнутыми и широкими, а также с защищающим руку эфесом.

В период монгольской династии Юань (1271 – 1368 г.н.э.) воевали в основном верхом на конях. Солдаты-монголы в совершенстве владели искусством верховой езды. В качестве оружия при такой форме сражений использовались сабли (шашки). Причём прочность их была значительно улучшена за счёт появления и развития новых технологий плавки металла.

Во время маньчжурской династии Мин (1368 – 1644 г.н.э.) уже практически на поток было поставлено производство огнестрельного оружия. Но так как перезарядка ружей и мушкетов занимала много времени, холодное оружие всё ещё составляло основу боевого снаряжения солдат.

В те годы китайцы часто воевали с японцами и во время боя японские мечи очень легко переламывали китайские. Хоть даже китайцы потом и модернизировали их, сделали мечи с широким лезвием, сломать их было уже не так просто, но они были тяжёлыми не вровень лёгким и быстрым японским клинкам.

Знаменитый генерал китайской армии Ци Цзигуан (1528—1587 гг.) обнаружил, что японские мечи по форме в основном были заимствованы из Китая, но были сделаны по более совершенной технологии японских мастеров. Впоследствии генерал усовершенствовал китайские мечи, скопировав кое-что у японцев. Эти мечи называются «мечи дома Ци». Они узкие и длинные, немного изогнутые.

В конце династии Мин особенно выделялись и пользовались большой популярностью мечи, изготавливаемые в уезде Лунцюань (Драконов источник) провинции Чжецзян. Их так и называли – «мечи Лунцюань».

При династии Цин (1644 – 1911 г.н.э.) воины маньчжурской армии были вооружены мечами «водао» – общая длина которых составляла 103?113 см, а длина самого клинка 78?86 см. Также были широко распространены обоюдоострые мечи по форме похожие на монгольские и тибетские короткие клинки, а также мечи «чжань ма дао», что в буквальном переводе означает «меч, рубящий коней». «Чжань ма дао» представляет из себя саблю с длинной ручкой для охвата двумя руками. Название своё он получил в соответствии с применением. Его использовали пехотинцы против кавалерии, старясь перерубить мечом ноги неприятельским коням.

Show More
Добавить комментарий