Холодная красота Кинжала. Часть 2

Холодная красота

Холодная красота Кинжала. Часть 2

Дамасская сталь теперь не разит, а радует.

Холодная красота Кинжала. Часть 2

Изготовление оружия во все времена считалось особым искусством. В особенности это касается холодного оружия: индустриализация с ее бездушным массовым производством тут почти ничего не изменила. Ведь когда появились штамповочные станки и конвейер, саблями и пиками уже не воевали. На поток поставили куда более эффективные орудия убийства.

А холодное оружие, по сути, перестало быть оружием. Исключение — лишь боевые ножи армии и спецназа, но это, понятно, не основное, вспомогательное оружие — так сказать, для особых случаев.

Теперь, освободившись от своего изначального предназначения — убивать, традиционное холодное оружие смогло полностью перекочевать в ту область, к которой всегда так тяготело — в область искусства. Так в конце ХХ века в российском декоративно-прикладном искусстве сложилось новое направление — изготовление авторского художественного оружия.

А началось все еще в семидесятые годы, на волне общенационального пробуждения интереса к отечественной истории. В ведущих художественно-промышленных училищах страны — московской «Строгановке», в ленинградском училище им. В.И. Мухиной, в школе народных ремесел в Абрамцево — возрождали традиционное кузнечное ремесло. Но особую роль тут сыграл мастер Суздальского художественно-реставрационного училища Вячеслав Иванович Басов. Именно с его именем связывают второе рождение знаменитой дамасской стали и не менее знаменитого булата.

Переливы дамасской стали сами по себе чрезвычайно выразительны. Однако Басов не просто возродил забытую кузнечную технологию и успешно экспериментировал с нею. Он создал принципиально новые клинки — в высшей степени декоративные и в то же время функциональные. Подобные клинки и стали основой художественного оружия. В руках талантливых дизайнеров они превращаются в уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

У Басова появились ученики и последователи, и не только в Суздале. В традиционных центрах российского оружейного производства — в Туле, Златоусте, Ижевске — яркими работами заявляли о себе все новые мастера. В 1991 году в Москве была создана ассоциация историков-оружейников «Арсеналъ». Ее коллективным членом стала «Гильдия мастеров-оружейников», объединившая многих современных творцов авторского художественного оружия.

Причем речь идет именно о художественном оружии, а не о художественно украшенном (выпускаемом серийно). Раньше, сколь бы ни были сильны декоративные элементы, функциональность всегда оставалась на первом плане. Теперь мастер работает прежде всего как художник. Он создает не столько нож, кинжал или стилет, сколько некий пластический образ в виде ножа, кинжала или стилета. Хотя все это делается отнюдь не в ущерб функциональности. Нож, кинжал или стилет получаются самыми настоящими, не игрушечными.

» В авторском оружии воплощена душа мастера, — говорит один из ведущих дизайнеров-оружейников Г. Соколов. — Оно теплое, почти живое, а не бездушный механизм, созданный для убийства. Своим творчеством мы пытаемся отогреть душу современного человека. Может быть, тогда в обществе станет меньше насилия».

Авторское художественное оружие условно разделяется на несколько видов: охотничье, историческое, интерьерное, фантазийное, парадное. Охотничье, ясное дело, предназначено как бы для охоты, парадное — для парадных мундиров, интерьерное — для украшения стен и мебели. Историческое — воспроизводит (но, конечно, не копирует) исторические образцы холодного оружия (например, рогатину, с которой ходили на медведя), фантазийное — ничего не воспроизводит, кроме свободного полета фантазии автора.

Но, подчеркнем, все это очень условно. Никому и в голову не придет, скажем, охотничьим ножом «Половец» работы мастера А.Георгиева разделывать тушу подстреленного на охоте кабана. Для этого найдутся ножи и попроще. А «Половец» будет красоваться на самом видном месте домашней (или музейной) коллекции. Так же, как и какой-нибудь чисто интерьерный нож на подставке.

Авторское художественное оружие — конечно, коллекционное, и в этом смысле оно все интерьерное. Пока, правда, соответствующий арт-рынок пребывает в зачаточном состоянии — мешает устаревшее и противоречивое законодательство. Ведь формально все ножи с клинком длиннее 9 см — холодное оружие. Но эти ножи не могут никому угрожать. Они могут лишь радовать.

Show More
Добавить комментарий