ЦЗЯНЬ — МЕЧ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРЯМОЙ обоюдоострый меч — цзянь одновременно является самым заурядным и самым уникальным холодным оружием, владению которым обучают в традиционных китайских школах боевых искусств. Заурядным, поскольку он был взят на вооружение большинством школ разных стилей, и в результате его технические характеристики были доведены до совершенства. А уникальным в силу, того что воспринимается не только как холодное оружие, но и как важный символ культуры Китая. Воплощая в себе дух китайского народа, цзянь стал культовым предметом, который тысячелетиями воспевался в литературных произведениях и легендах. В определенном смысле он является наиболее глубоким выражением китайских нравственных ценностей и жизненных представлений. Люди занимаются с ним в оздоровительных целях или оттачивают боевые навыки, а также в процессе занятий формируют свой характер и личные качества. К нему относятся с огромным уважением — как к чистому, священному и любимому ритуальному объекту.

История меча цзянь в Китае насчитывает более чем три тысячелетия. Самые ранние исторические документы, в которых упоминается цзянь, восходят к 2001-1600 годам до н. э. Во времена династии Чжоу (1100-256 годы до н. э.) подобные мечи были наиболее популярным видом оружия. Их изготавливали из бронзы — сплава меди и олова. Вес и твердость этого металла ограничивали длину клинка примерно до 40 сантиметров.

В период китайской истории, известный под названием «Весна и Осень», были сформулированы используемые и поныне основные боевые принципы цзянь, основоположниками которых считаются Юэ Ню, Ян Гонь, Лу Шигонь и некоторые другие прославленные воины. Женщину Юэ Ню, считавшуюся непревзойденным мастером владения цзянь, китайский князь Юэ пригласил для обучения солдат. Впоследствии он победил в войне против князя У и опустошил его владения. Технические приемы и принципы ведения боя, установленные Юэ Ню, глубоко почитаются вплоть до настоящего времени и свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства и знаний этой воительницы.

С течением времени способы применения меча и отношение к нему китайского общества начинают меняться. Постепенно ему на смену приходит Дао — широкий меч-сабля, которым вооружили солдат, — ношение цзянь становится прерогативой офицеров. Государственным чиновникам также вменялось в обязанность его ношение. При этом тип меча зависел от ранга и занимаемой должности. Цзянь повсеместно служил знаком отличия во время общественных церемоний, официальных мероприятий и жертвенных религиозных ритуалов. Со временем к цзянь начинают относится как к священному объекту. Было широко распространено мнение, что меч может отводить беду, и с его помощью можно изгнать бесов.

Своего пика искусство изготовления цзянь достигло во время правления династии Сун (960-1279 годы). Мечи, изготовленные в этот период, называли «длинными цюань цзянь» («цзянь источника дракона»). Они подвергались специальной закалке и были столь остры, что с их помощью можно было разрубить десять толстых гвоздей одним ударом. Цзянь того периода крайне редки и, как правило, встречаются лишь в экспозициях музеев и коллекциях частных лиц.

Цзянь считается «оружием благородного человека». Это означает, что, практикуя искусство владения мечом, боец должен обретать душевный покой, а его движения — изящество. Даже в реальном поединке мастеру нельзя проявлять грубость и неловкость в движениях или манере поведения. Напротив, боец должен быть максимально техничным и утонченным. Триада, состоящая из И (сознания), Шэнь (духа) и Ци (внутренней энергии), должна управлять движениями воина, которому не к лицу проявлять бессмысленную жестокость и грубость. Физические качества являются второстепенными по сравнению со способностью умелого использования И, Шэнь и Ци. В идеале поверженный противник должен испытать к победителю чувство уважения, искреннего восхищения искусством и даже стать другом.

Show More
Добавить комментарий