Золотые голоса России(запись). Ф.И.Шаляпин.

Шаляпин сделал 450 записей на восковых дисках. Такого числа записей не было ни у одного певца его времени – даже знаменитый Карузо записал только 267 произведений. Однако… Шаляпин после тщательного прослушивания разрешил для размножения только 185 произведений… Шаляпин не записывался в ансамблях и не участвовал в записях полных опер….

В настоящее время издается на компакт-дисках самое полное собрание записей Шаляпина, в котором будет 240 вокальных номеров, в том числе 180 оригинальных.

(Ответственный за выпуск считает, что Шаляпин сделал всего 440 записей. Таким образом, 200 записанных номеров можно считать безвозвратно утраченными. Этим данным можно доверять лишь в первом приближении. Со временем, они несомненно будут корректироваться).

Неформальное сравнение количества записей, сделанных Шаляпиным и Карузо, при некоторой детализации показывает несколько иную картину.

В то время как Шаляпин забраковал более 250-ти собственных записей, Карузо ничего подобного не сделал. 25 его записей утеряны, но примерно 240 номеров воспроизводились на обычных и долгоиграющих пластинках, а в настоящее время изданы дважды (двумя разными фирмами) на 12-ти компакт-дисках. В последнем издании фирмы NAXOS реставрация записей осуществлена выдающимся реставратором нашего времени Вардом Марстоном.

Важное замечание. Среди 240 акустических записей Карузо много очень хорошо звучащих, хотя встречаются и бледные записи, в которых его изумительный тембр не полностью проявляется. Но при этом вообще нет записей в музыкальном отношении некачественных. Кроме того, как показывает анализ, в записях Карузо отлично представлена итальянская вокальная музыка в отрывках из опер Доницетти, Верди и Пуччини, ораторий Россини и песнях.
Шаляпин пережил Карузо на 17 лет и сделал много электрозаписей, включающих лучшие записи как по исполнению, так и по звучанию. У Карузо таких возможностей не было, а акустические записи Шаляпина по яркости значительно уступают записям Карузо. Издаваемое фирмой ARBITER в настоящее время в хронологическом порядке, очевидно, самое полное собрание шаляпинских записей будет весьма пестрым и для непосвященных довольно странным. Оно будет включать более 50-ти записей, забракованных самим Шаляпиным, а также довольно много записей, представляющих интерес лишь для коллекционеров и исследователей. На мой взгляд, подобное издание
может лишь дискредитировать великого певца. Записи следовало помещать по принципу: сначала лучшие, а затем и прочие со всеми необходимыми оговорками. Мне помнится, как в советское время на одной из долгоиграющих шаляпинских пластинок была помещена ария Неизвестного из оперы Алексея Верстовского (1799-1862) “Аскольдова могила”, а среди записей Шаляпина вряд ли можно найти еще более худшую запись по качеству исполнения. Так по воводу публикации этой записи, один из возмущенных поклонников Шаляпина заявил, что это — ^гробокопательство^.
Следует также отметить большое количество вариантов записей некоторых номеров, сделанных в ущерб незаписанным оригинальным произведениям. Так например, ария Базилио из “Севильского цирюльника” Шаляпиным была записана 8 раз, “Два гренадера” Шумана – 8 раз, молитва “Ныне отпущаеши” — 7 раз, ария из Пролога оперы “Мефистофель” – 7 раз, песня Варяжского гостя из “Садко” — 7 раз, “Как король шел на войну” — 6 раз, “Песня о Блохе” Мусоргского – 6 раз и еще много других номеров были записаны по 4 – 5 раз.

Show More
Добавить комментарий