Танцы народов мира.Африканские танцы:в этом ритме бьется сердце Природы.

Множество племен и народов, населяющих Африканский континент, создали самобытную зрелищную культуру. Для того чтобы иметь представление о ней, необходимо вооружиться знанием трех начал, трех ключей к африканским зрелищным искусствам — танца, маски и слова-загадки. Танец. «Танец под бой тамтама, — писал об африканцах выдающийся поэт и мыслитель, первый президент Сенегала Леопольд Сенгор, — это не просто художественное явление, но интимное приобщение танцующего к ритму танца мира». Как сложилось это представление о танце, столь мало похожее на европейское?

По преданию народа бамбара (Мали), мир был создан в непрерывном танце «гля» — беззвучной черной пустоты, своим движением породившей «гля-гля» — исходный ритм и музыку будущей Вселенной; «гля-гля» дает жизнь новой творческой силе — «зо», которая сгустила пустоту и создала материал для будущего мироздания. Пройдет много времени, прежде чем из кирпичиков этого вещества, глянцевитого, как отполированное черное эбеновое дерево, появятся люди, которые будут называть «гля-гля-зо» высшей формой познания окружающего мира. И танцы африканских народов — бамбара и догонов, волоф и баконго — как бы воспроизводят сотворение материи, из которой создан мир.

«Они танцуют свою жизнь», — сказал Л. Сенгор обо всех африканцах. Вот почему союзы охотников у бамбара или банджунов, тайные союзы племен игалва и мпонгве (Камерун, Габон), сукума (Танза­ния), десятки других племенных объединений являются танцевальными общинами, а вся их деятельность — от свадебных торжеств и церемоний посвящения в мужчины («танец крови» у бушменов) до похорон и улаживания бытовых споров — заметна лишь на фоне плясовой .пестроты, испытания неутомимости танцовщиков, их готовности без остатка отдаться ритму.

Припав к источнику «жизненной силы» (это важ­нейшая категория мировоззрения африканцев), люди заставляют свое тело служить все новым и новым образам, и вот охотник настигает антилопу, женщины ловят колдуна, антилопа подчиняется кузнечику-богомолу, а лев от нее убегает.

Танец сопровождают звуки флейт, изготовленных из клыков бегемота, струнных инструментов — чанга и нсамбе, свистулек из листьев пау-пау, тростниковых трещоток, наполненных ракушками, а главное — барабанов, больших и малых, «говорящих», «мужских» и «женских», целых «барабаньих» семейств (как у племени поро). Этот сложный музыкальный язык понятен лишь посвященным, и он не только сопровождает танец, но и звучит в повседневной жизни африканца, в быту и труде подчиняя пластику тела прихотливым ритмам ритуальной пляски. «Музыка для африканца не развлечение, а образ жизни» — так объясняет несравненную грацию коренных обитателей Африки и их потомков в Америке и Европе угандийский музыковед С. Мбаби-Катана.

Если говорить об Африке в целом, то не все страны между собой одинаковы. На севере континента расположились арабские страны, которые славятся своей культурой, танцами. Есть ряд государств, которые живут по законам, далеким от цивилизации. Их песни и танцы самобытны. Есть и современные страны, которые ведут рыночную экономику и налаживают партнерские отношения со многими другими государствами. Одним словом, страны самые разные и танцы у них разные.Один танец будто изображает полет птицы, другой трепет распустившегося цветка, а третий – движение змеи. Все эти танцы африканских племен просто завораживают, заставляют задуматься о его значении. И все это происходит под звуки, издаваемые барабанами. Темнокожие танцоры двигаются точно в такт музыки, то, ускоряясь, то, замедляя движения. При этом они успевают передавать свои чувства и эмоции. Зрелище это незабываемое, ради этого стоит посетить страну, в которой ничего не знают об Интернете, сотовой связи – обо всем, что касается современной цивилизации. Там время будто бы не властно над людьми, они подчиняются исключительно силам природы. Именно природа дает им силы для жизни и творчества. Поэтому в большинстве случаев песнями и танцами африканские племена выражают ей свою благодарность, восхваляют землю, солнце, ветер. Иногда они танцуют специальный танец, чтобы вызвать дождь.

Show More
Добавить комментарий