Скрипка Страдивари

Легендарное звучание скрипок кремонского мастера вызвано обработкой дерева против жучков.

Скрипка Страдивари

Рассматривая его скрипки, ученые снова и снова пытались понять, каким образом эти инструменты создают уникальный, такой чистый звук. Сейчас сделан еще один шаг к тому, чтобы раскрыть секреты великих скрипичных дел мастеров Страдивари и Гварнери. В исследовании, опубликованном в журнале Nature профессором Джозефом Нагивари из Texas A&M University, говорится, что клен, который использовали знаменитые мастера XVIII века, вероятно, для сохранности дерева, повергался химической обработке, что и повлияло на теплоту и силу звука легендарных инструментов.

Скрипка Страдивари

Но могла ли химическая обработка, предназначенная для того, чтобы убить личинок насекомых и грибок, придать скрипкам характерную яркость и чистоту звука, благодаря которым музыкальные инструменты, сделанные в Кремоне, не спутаешь ни с чем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Джозеф Нагивари проанализировал образцы древесины, взятые с внутренней стороны пяти инструментов, с помощью инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса.

Среди пяти инструментов были скрипка Страдивари 1717 года, виолончель Страдивари 1731 года, скрипка Гварнери дель Джезу 1741 года, а также скрипка парижских мастеров Гана и Бернарделя 40-х годов XIX века и альт лондонского мастера Генри Джея, изготовленный в 1769 году.

Таинственный Страдивари

Антонио Страдивари родился примерно в 1644 году, и умер в декабре 1737 года в итальянском городе Кремона. Его скрипки, наряду с инструментами работы Джузеппе Гварнери, считаются лучшими в мире. Их ценят так высоко, что многие из них имеют свое имя. В прошлом году на аукционе Christie?s его скрипка Hammer (1707 год изготовления) была продана за $3,54 млн. За свою жизнь Страдивари изготовил более тысячи скрипок, из которых до наших дней дошли едва ли 700. По образцу скрипок Страдивари было изготовлено множество инструментов, которые часто продают несведущим по цене оригиналов.
В инструментах из Кремоны были найдены следы химической обработки, тогда как инструменты парижских и лондонских мастеров подобной обработке, по-видимому, не подвергались. Исследователи предполагают, что эти различия в технологии связаны с традиционными местными способами сохранения древесины, которые, в конечном счете, и повлияли на механические и акустические свойства инструментов. По мнению ученых, обработка дерева химикатами проводилась перед изготовлением инструмента.

Если химическая составляющая этого процесса будет разгадана, это поможет усовершенствовать современную технологию производства скрипок, так что и дешевые скрипки, по словам профессора Нагивари, будут звучать «на миллион долларов». Кроме того, специалисты-реставраторы смогут обеспечить старинным инструментам лучшую сохранность.

Профессор Нагивари пытался воссоздать звук старинных скрипок из Кремоны в течение нескольких десятков лет. За это время он несколько раз побывал в Италии, прочел горы исторических документов, изучал внутреннее устройство скрипок и сам проводил эксперименты.

Венгр по национальности, профессор Нагивари увлекся скрипками 50 лет назад, во время обучения в Швейцарии, когда ему представилась возможность брать уроки музыки, пользуясь инструментом, принадлежавшим ранее его кумиру, Альберту Эйнштейну. Профессор Нагивари упражнялся каждый день, но затем был вынужден забросить занятия, чтобы посвятить себя науке. Проучившись год в Кембридже, он занял пост преподавателя в техасском колледже. «Там было очень скучно, — говорит он, — поэтому я завел себе хобби».

Профессор Нагивари несколько десятилетий пытался разгадать, почему кремонские инструменты, изготовленные полуграмотным юношей в XVII веке, звучат лучше любых других скрипок. Чтобы определить параметры качества звука, он подвергал скрипки Страдивари многочисленным испытаниям, анализируя вибрации передней и задней панелей и меняя эти панели на другие, изготовленные по их образу и подобию.

Он также изучал состав лаков, клеев, пропиток и наполнителей, которые, по его мнению, являются ключевыми для разгадки тайны звучания скрипок Страдивари и Гварнери. По мнению профессора Нагивари, дерево, из которого Страдивари делал свои скрипки, сплавляли по реке (то есть древесина длительное время находилась в воде), и, возможно, поэтому мастеру и приходилось подвергать материал специальной обработке.

Лак тоже имеет немалое значение. К настоящему времени ученые идентифицировали более 20 минералов в наполнителях и лаковых покрытиях инструментов, сделанных в Кремоне и Венеции. «Сложность химического процесса и тонкий помол минерального порошка, который содержится в лаковом покрытии, заставляют предполагать, что местные химики или аптекари были мастерами своего дела. Возможно, я святотатствую, но, по моему мнению, у Страдивари не было собственной формулы, и все вещества и способ изготовления лака он заимствовал у местного аптекаря», — говорит Нагивари.

Show More
Добавить комментарий