Музыкальные раритеты. Грамзапись в России.

Грамзапись в России

Российская дискография берет свое начало в 1898 году с каталога московской торговой фирмы Мюллера, в котором впервые указывались грампластинки, записанные на русском языке. Однако становление российской граммофонной индустрии можно отнести к 1902 году. Именно тогда в Санкт-Петербурге было организовано первое отечественное предприятие по производству грампластинок и граммофонов — «Товарищество В. И. Ребиков и К°». Примечательно, что оно появилось почти одновременно с аналогичными фабриками акционерных обществ «Граммофон» и «3онофон», основанных на иностранном капитале. В этом же году выходит в свет первый выпуск специализированного журнала «Граммофон и фонограф», посвященного проблемам новой, зарождающейся промышленности. В 1902 году делается первая запись на пластинку голоса великого русского певца Ф. И. Шаляпина.

Музыкальные раритеты. Грамзапись в России.

Крупнейшим поставщиком российского рынка было акционерное общество «Граммофон». В его обширном каталоге собраны практически все ведущие артистические силы того времени: Ф. И. Ша­ляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, А. М. Давыдов и др. Достаточно быстро «Граммофон» поглотил своего первого конкурента — акционерное общество «Зонофон», превратив его в дочернее предприятие, ориентированное на выпуск грампластинок с народными песнями.

Интерес к российскому рынку привлек в Санкт-Петербург американскую фирму «Колумбия фонограф Компания», которая в 1902 году открыла свой русский отдел. На российском рынке «Колумбию» преследовали неудачи, закончившиеся в 1911 году закрытием филиала. Несмотря на столь печальный итог, компания сумела записать много интересных артистов, в том числе И. Гончарова, Ю. Убейко, М. Склярову и др.

В 1903 году в Москве начал работать магазин французской «Генеральной компании фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Пате». Записи русских исполнителей имели такой успех, что дело быстро начало развиваться, и в 1907 году фирма открыла фабрику в Москве.
В последующие годы большой интерес к рос­сийскому рынку проявляли германские предприниматели, ставшие основателями таких компаний, как «Стелла Рекорд», «Сирена Рекорд», «Экстрафон», «Метрополь Рекорд» и др.
Наряду с иностранными компаниями в России создавались и действовали отечественные фирмы по производству грампластинок и граммофонов. Пионерами этого дела были В. И. Ребиков в Санкт-Петербурге и Р. Якоб в Москве. «Товарищество В. И. Ребиков и К°», финансируемое миллионерами П.Ф. Коровиным и С.Н. Захаровым, считалось достаточно серьезным конкурентом иностранным компаниям. В его студии записывались такие известные исполнители, как Ф.И. Шаляпин и А. Вяльцева. Однако непродуманная политика в области цен и незнание секретов технологии не позволили многим пластинкам увидеть свет. Спустя два года большое дело кончилось полным банкротством.
Такая же участь постигла и московскую фабри­ку «Якоб Рекорде», созданную Р. Якобом. В 1904 году ее каталог насчитывал свыше 6000 записей! Наибольший раздел представляли арии из опер и оперетт, а также русские песни. Несмотря на это, не выдержав конкуренции, фирма прекратила выпуск пластинок и перешла на производство граммофонов, а в 1912 году разорилась окончательно. Примечательно, что это небольшое предприятие одним из первых не только в России, но и в Европе освоило выпуск двусторонних пластинок.
В 1908 году на прилавках граммофонных магазинов России стали появляться пластинки с этикетом «Сирена Рекорд». Новая русская фирма обосновалась в Варшаве (Царство Польское с 1815 года входило в состав России). Уже спустя три года, ос­воив выпуск 2 500 000 пластинок в год, фирма при­ступила к организации более мощного производст­ва. К концу 1911 года репертуар «Сирены» в полтора раза превышал список записей, сделанных компанией «Зонофон», что говорило о высоких темпах ее развития.
В конце 1910 года на подмосковной станции Апрелевка начала действовать небольшая фабрика граммофонных пластинок «Метрополь Рекорд» (в настоящее время крупнейшее в России предприятие». Ее основатели — отец и сын Молль — организовали современное, высокорентабельное производство по выпуску отличной массы пластинок, и их прессовку. В июле 1911 года «Метрополь Рекорд» создала совместное предприятие с германской компанией «Дакапо Рекорд». Объединение усилий дало хорошие результаты. Фабрика ежемесячно продавала около 10 000 пластинок в среднем по 50 копеек за штуку. Даже при такой низкой цене финансовый отчет показывал рост прибыли. В 1912 году «Метрополь Рекорд» открыл в Москве свой филиал, состоящий из студии звукозаписи и гальванического цеха, и освоил выпуск новых пластинок «Гигант». В 1914 году на фабрике началось строительство нового цеха, но война между Германией и Россией не позволила основателям предприятия продолжить свое дело. После начала боевых действий фабрика была экспроприирована и передана в собственность Русского акционерного общества граммофонов (РАОГ).
Русское акционерное общество граммофонов возникло в 1911 году. Оно стало преемником скандально известного своими пиратскими изданиями «Орфеона». Председателем правления был солист Его Величества Н. Н. Фигнер. В 1914 году в собственность РАОГ перешла фабрика грампластинок в Апрелевке. После революции РАОГ прекратило свое существование.
В конце 1911 года в Киеве начала действовать фабрика «Товарищества Экстрафон». Вскоре она превратилась в одного из крупнейших поставщиков российского граммофонного рынка. Это было единственное предприятие, основанное на русском капитале, которое не вошло в состав Синдиката объединенных фабрик братьев Иссерлин. В годы войны это товарищество преобразовалось в акционерное общество и стало лидером русского граммо­фонного бизнеса. В 1917 году «Экстрафон» прекратил свое существование.
Наряду с вышеперечисленными компаниями в России действовал ряд малых предприятий, осно­ванных как на русском, так и на смешанном капи­талах. Это фирмы: «Гном Рекорд», «Товарищество Фонограмма», «Звукозапись». Все они находились в Санкт-Петербурге.
В конце 1914 года в Вильно был создан Синди­кат объединенных фабрик, в который вошли такие известные русские предприятия, как «Сирена», РАОГ, «Метрополь Рекорд», «Звукозапись». Син­дикат был задуман как структура, способная наве­сти порядок на рынке, установить стабильные це­ны, устранить противоречия между русскими про­изводителями и выступить серьезным конкурен­том компаниям «Граммофон» и «Пате». Однако надежд синдикат не оправдал и достаточно скоро прекратил свое существование. Объединение производило пластинки под марками: «The Russian Grammophone C’Ltd» и «Мелодия».
Отличительной чертой российской граммофон­ной индустрии начала века было наличие легально действующих предприятий, производящих подделки. Первое из них появилось в Москве уже в 1902 году и называлось «Неографон», однако, своего наивысшего расцвета пиратский бизнес достиг в Санкт-Петербурге, где действовали такие «фирмы», как «Мелодифон», «Орфеон» и «Тонофон».
Для полной характеристики граммофонного рынка России начала века следует назвать и многочисленных зарубежных поставщиков, записывавших на пластинки российских исполнителей. Это компании «Парлофон», «Бека», «Одеон», «Лирофон» и др.
Наиболее интересными с исторической точки зрения следует считать граммофонные (патефонные) пластинки со скоростью вращения 78 оборотов в минуту, а также с иным, близким к тому числу оборотов. Так, фирма «Пате» выпускала диски со скоростью вращения 90-100 оборотов в минуту, фирма Ребикова — со скоростью 82 оборота в минуту. Перечислять фирмы не имеет смысла, так как в дореволюционной России было много мелких фирм, часто разорявшихся, получавших другие названия при переходе к новым владельцам.
Такие недолгоиграющие диски выпускались чаще следующих трех диаметров: 12 дюймов, или 305 мм; 10 дюймов, или 250 мм; 7 дюймов, или 177 мм. Они назывались соответственно «Монарх» или «гигант», «Концерт» или «гранд» и «миньон».
Диски с другими диаметрами были редкостью. Музей располагает двумя дисками диаметром 20 дюймов и одним — диаметром менее 7 дюймов, так называемый «гном». Однако встречаются диски диаметром 9, 11, 14 и 16 дюймов, как правило, не российского происхождения.
Реквизиты дисков, выпущенных до освоения технологии наклеивания бумаги на горячую массу (1898-1900 годы), гравировались прямо на теле пластинки.
Среди дисков послереволюционного периода обращают на себя внимание диски с этикетками лилового цвета, которые использовали для малотиражных серий. Диски с наклейками, написанными от руки (заводские экземпляры), возможно, вообще не пошли в серию. Абсолютной редкостью являются фонографические валики любых размеров. Их изготовляли из любых материалов — воска, фольги или графита.
Среди так называемых долгоиграющих пластинок наиболее интересными вообще являются частные, или приватные пластинки. Это диски, заказываемые фирме с личной фонограммы, то есть записанной с концерта посетителем на карманный магнитофон, и издаваемые только для личного пользования. На этикетке, как правило, указывается название фирмы, все иные реквизиты могут быть предельно сокращены. На записях подобного рода специализировалась фирма «Четра». Ее записи могут иметь историческое значение, несмотря на внесение дефектов, могущих доказать юристам происхождение изначальной фонограммы — частное или любительское.

Show More
Добавить комментарий