музыка инструменты муз алюбомы

Гитaра — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, метал, иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье[1].

Содержание [убрать]

1 История гитары

1.1 Происхождение

1.2 Происхождение названия
1.3 Испанская гитара
1.4 Русская гитара
1.5 Классическая гитара
1.6 Электрогитара
1.7 Другие виды гитар
2 Устройство гитары
2.1 Основные части
2.2 Лады
2.3 Струны
2.4 Гитарный строй
2.5 Усиление звука
2.6 Приблизительные характеристики
2.7 Материалы
3 Классификация гитар
3.1 По способу усиления звука
3.2 По конструкции корпуса
3.3 По диапазону
3.4 По наличию ладов
3.5 По стране (месту) происхождения
3.6 По жанру музыки
3.7 По роли в исполняемом произведении
3.8 По числу струн
3.9 Прочее
4 Техника игры на гитаре
4.1 Звукоизвлечение
4.2 Левая рука
4.3 Приёмы
5 Гитарная нотация
5.1 Нотная запись
5.2 Табулатура
5.3 Аппликатура
6 Аксессуары
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
История гитары[править | править исходный текст]

Происхождение[править | править исходный текст]

Тар — один из предшественников гитары
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э.[2] Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III—IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань)[3] и юэцинь[4], у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV—XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Происхождение названия[править | править исходный текст]
По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (??????)» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.[5]
Испанская гитара[править | править исходный текст]

Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермеер
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани. В Англии классическим произведением для обучения игре на гитаре в конце XVII века стала работа «Тhe False Consonances of Music»[источник не указан 270 дней] («False consonance della musica per toccar la chitarra sopra all partie in breve….» или «Неправильные гармонии в му­зыке») (автор — итальянский скрипач и гитарист Маттейс Никола, большую часть жизни проживший на Британских островах).
Русская гитара[править | править исходный текст]
В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII века[6]. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас[6]. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров[6]. В России в конце XVIII — начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».
Классическая гитара[править | править исходный текст]
В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.
Электрогитара[править | править исходный текст]
Основная статья: Электрогитара

Гитара Gibson конструкции Леса Пола
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950-х годов Лес Пол изобретает электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом,но позже отдаёт идею Лео Фендеру т.к. идея цельнокорпусной гитары не вызвала интереса компании Gibson, где работал Лес Пол. Конструкция электрогитары сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала «Роллинг Стоун») американский гитарист Джими Хендрикс[7].
Другие виды гитар[править | править исходный текст]
Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены акустические гитары под металлические струны, среди которых можно выделить фолк-гитару, трэвел- («туристическую») гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты — электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).
Устройство гитары

Show More
Добавить комментарий