История названия нот

Доброго времени суток, читающие этот пост!

История названия нот

Сегодня хотелось бы прикоснуться к прекрасному, а именно к тому, что вызывает у нас мурашки по коже, расслабляет нас и задает, порой, ритм нашей жизни. Да, это музыка. Музыка — одно из самых чарующих изобретений человека, ведь различное сочетание звуков может принести просто кучу эмоций. Музыка может лечить и убивать, заставлять радоваться и грустить, любить и ненавидеть. Все построено на контрастах, и музыка не исключение. Для создания музыки, порой требуется знание сольфеджио, хотя в современном мире это не всегда так. В любом случае, чтобы начать создавать свою композицию, нам необходим первый звук, но чтобы продолжить творить и не забыть уже созданное, нам необходимо записать наш прогресс. Вот тут и приходят на помощь нотные знаки. Начнем с нуля. Нам необходимо иметь представление о том, что ж такое нотные знаки. Обратимся к словарю: «Но́та (лат. nota — знак) — условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Знак состоит из кружка (пустого внутри или заштрихованного), а также (необязательно) штиля и флажка.Термин «нота» употребляется для обозначения звука условным знаком, и применяется только к графическому знаку, а не к звуковому ощущению. «Звук до» — воспринимаемый слухом как звук определенной частоты, а «нота до» — символ, выражающий его высоту и длительность.» Я думаю тут все понятно, поэтому поехали дальше. Итак, мы имеем общее понимание о нотных знаках. Дабы не углубляться в теорию и не создавать сплошную ересь из «букаф», остановимся на названиях чистых нот, тоесть всем известной нам со школы (может не всем, но, все же) семерки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Название этой гаммы появилось в XI веке, благодаря монаху-бенедиктинцу Гвидо д’Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. Тут следует отметить, что класическая музыка зарождалась именно в Италии, поэтому не удивительно, что такое обозначение было придумано именно на родине оной.

Продолжим. Итак, в самой молитве содержалась просьба о сохранении силы голоса (тут нам поможет интернет):

«Дай нам чистые уста, святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний».

Для большей «крутости», вот оригинальный текст: UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
Как видим, первые буквы действительно напоминают нам названия нот. Первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, трансформировалась также. Позднее вся нотная система дорабатывалась и уже к 1700 году стала такой, какой мы ее знаем, а все благодаря Андреасу Веркмейстеру, но это уже совсем друга история… ;D
Собственно говоря, вот такая вот история появления названия нот. Довольно коротко и просто. Добавлю еще деталь, про которую стоит поговорить. В те времена, монахи были самыми образоваными любьми, поэтому все научные изобретения (будем называть теологическое объяснение веще наукой, но это пока) того периода были созданы именно ими. Естественно, в последствии произошел конфликт, и церковь отделилась от науки, поэтому дальнейший ее вклад в последнюю — костры и орудия пыток.
Спасибо за внимание. Да не прибудет с вами диссонанс! Amen

P.S. Лень читать — смотрите видео :Р

Show More
Добавить комментарий