Гусли — древний струнный щипковый музыкальный инструмент

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. Крыловидные гусли, имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, т.е. постоянно звучащих при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Гусли с игровым окном (новгородские) — инструмент имеет игровое окно в которое вставляется рука с тыльной стороны инструмента как у скандинавских лир. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально нижним концом упирая в колено или в пояс, мог быть и специальный кармашек на поясе. Шлемовидные гусли — имеют форму шлема или холма, от 10 до 25 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (в академической школе их также называют «звончатыми») играют, как правило, бряцая по всем струнам («бряцание») и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, а так же игра мелодий (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»), на шлемовидных, или псалтырь, струны защипывают обеими руками: левая басы, а правая — мелодию.

Гусли — древний струнный щипковый музыкальный инструмент

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли не кладут на колени или на стол.

Гусли — древний струнный щипковый музыкальный инструмент

Репертуар гуслей очень разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Репертуар для шлемовидных гуслей прежде всего игра песенных мелодий, но не исключала игру под пляску и танцы.

Настройка гуслей. Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени. До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон — постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). Настройка бурдонов: а) для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до б)я 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до в) для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до г) для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри. 17 в.) (Ленинградская область) до-фа-соль-си бемоль-до д) строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) соль-си бемоль-до-ре-ми

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (коклес, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, сынквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени. До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до

Show More
Добавить комментарий