Gil Evans: Out of the Cool, 1960 год.

Эванс Гил

Gil Evans, настоящее имя Ian Ernest Gilmore Green

(13.12.1912, Торонто, Канада — 20.03.1988, Мехико, Мексика)

Gil Evans: Out of the Cool, 1960 год.

Композитор, аранжировщик, пианист, руководитель оркестра. Стал знаменитым в конце 50-х годов благодаря записям с Майлзом Дэвисом.

Родители — выходцы из Австралии — поселились в Канаде, затем переехали в Стоктон (шт. Калифорния), где Ян-Эрнест, самостоятельно освоив фортепиано и делая первые аранжировки, руководил в 1933–38 годах местным оркестром. В 1941–43 и 1946–48 сотрудничал с оркестром замечательного аранжировщика-новатора Клода Торнхилла. В 1949–50 принял участие в записях октета Майлза Дэвиса, его композиции Moondreams и Boplicity вошли в альбом Birth Of The Cool (1949). Работу Эванса в то время оценил только французский критик Андрэ Одэр: «Boplicity свидетельствует о том, что Гил Эванс — величайший джазовый композитор и аранжировщик». Широкое признание пришло к Эвансу после записи серии альбомов с оркестром, в котором доминировали медные духовые инструменты (трубы, тромбоны, валторна, туба), а группа саксофонов отсутствовала (деревянные духовые были представлены двумя флейтами), чтобы ничто не напоминало о традиционном свинге. Приглашенными солистами были альт-саксофонист Кэннанбол Эддерли (New Bottle Of Wine,1958) или Майлз Дэвис (самые знаменитые альбомы — Miles Ahead, 1957, Porgy And Bess, 1959, Sketches Of Spain, 1960). В 60-е годы оркестр так и не появился на публике, если не считать концерта с Дэвисом в Карнеги-холле (1961), нескольких выступлений на фестивалях в 1966 году и еще одного концерта с Дэвисом в Нью-Йорке (1968). Зато в 70-е годы Эванс начал еженедельно выступать в клубе Village Vanguard c новым составом, отражавшим его увлечение джаз-роковыми ритмо-формулами и электроникой (в оркестре были синтезатор, гитара, бас-гитара и богатый набор перкуссии). В 1972 году работал в Японии с местными музыкантами, в следующем году представил свои композиции на Шведском телевидении и радио, в 1978 году выступал в на фестивалях в Европе.

Оркестровый почерк Эванса характеризовался необычными тембровыми красками, непривычными сочетаниями инструментов, прекрасным чувством формы и интригующей динамикой. Подобно Дюку Эллингтону, он полагался на импровизационные возможности солистов и постоянно учитывал вклад музыкантов в озвучивание своих партитур.

Show More
Добавить комментарий