Charles Mingus: Blues and Roots, 1959 год.

Чарльз Мингус — родился 22 апреля 1922 года в Ногалесе, штат Аризона, а умер 5 января 1979 года в Коэрновэка, Мексика.

Charles Mingus: Blues and Roots, 1959 год.

Рождённый в армейском лагере, Мингус вскоре переехал в Лос-Анджелес, где и прошло его детство. Первой музыкой, которую он услышал, были церковные песнопения — единственная музыка, которую его мачеха терпела дома. Но однажды, несмотря на угрозу наказания, он поставил на отцовский патефон «East St. Louis Toodle-Oo» Дюка Эллингтона — это было его первое знакомство с джазом. В 6 лет он пробовал играть на тромбоне, затем на виолончели, в средней школе играл на контрабасе. Его ранними преподавателями были Рэд Кэллендер и экс- басист нью-йоркской филармонии Герман Рейншаген, композицию он изучал с Ллойдом Рисом.

Charles Mingus: Blues and Roots, 1959 год.

Чарльз Мингус признавал немногих парней равных ему по мастерству. Его манера игры на басу с мощным тоном и пульсирующим ритмом поднимает звучание инструмента над общим саундом оркестра. Люди, которые его знали, говорили, что он «всегда хранил свои уши и пальцы на пульсе времени». Произведения в его исполнении были пропитаны духом спонтанности и свирепой выразительной мощью джаза. Честолюбивый, часто приземлённый в выражениях, одновременно радикальный и глубоко традиционный Чарльз Мингус сочинял и сам. Музыкальное творчество Мингуса — яркий синтез эмоций от всего того, что он испытал — от евангелия, новоорлеанского блюза, бопа и латинской музыки, до современной классической музыки и авангардистского джаза. Если его ранние работы были написаны в классическом ключе, то к середине 1950-ых годов, он разработал новый нетрадиционный стиль. Чарльз Мингус рассаживал своих музыкантов по разным комнатам, где они и репетировали в гордом одиночестве, импровизируя и привнося в произведения собственную индивидуальность. Он был также отличный пианист, и с успехом играл солирующие пиано-партии в оркестре (1961-1962), правда, тогда ему приходилось нанимать сессионного басиста, чтобы он заменял его на таких концертах.

У нетерпеливого и жесткого Мингуса было много врагов по ту и по другую сторону сцены. Он увольнял музыкантов без особых на то причин. Обладая большой физической силой и внушающими габаритами Чарльз часто использовал эти свои качества для запугивания, направляя свой гнев против невнимательных зевающих слушателей или нечаянно попавших на его концерт чванливых зазнаек. На одном из концертов в Филадельфии, посвящённом памяти его погибшего коллеги, он вышел из себя и с такой силой хлопнул крышкой фортепьяно, что чуть не размозжил пальцы рук пианиста, а затем нокаутировал тромбониста Джимми Неппера ударом в челюсть.

Чарльз Мингус всю жизнь страдал от расовых предубеждений и, в связи с этим, невозможностью реализовать себя в музыкальном бизнесе. Его эмоции нашли выход в музыке. Действительно, некоторые причудливые названия его произведений имели политический подтекст. Например, «Fables Of Faubus»(«Басни Фойбаса») представляет собой намек на губернатора Арканзаса, который требовал раздельного обучения для «белых» и «цветных.

Написанный Мингусом в 1940 году «Half-Mast Inhibition» поражает разнообразием приёмов, слишком виртуозных для 19-летнего юноши. В 1941 году Мингус как одарённый басист выступает с Кидом Ори в группе «Barney Bigard’s», а в 1942 году с Луи Армстронгом. Позже он под именем барона фон Мингуса работал оркестром Лайонела Хамптона (1947-48), параллельно сотрудничая ещё с несколькими ведущими ансамблями. Он постепенно приобретал признание как талантливый басист. Его пригласили играть в «Red Norvo’s» с Толом Фэрлоу (1950-1951). Вскоре он переезжает в Нью-Йорк, расстается с «Norvo’s» и начинает работать с такими джаз-звездами как Билли Тейлор, Стэн Гетц и Арт Тэйтум, играл в Торонто с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи, Бадом Пауэллом и Максом Роучем.

Так же он ненадолго присоединился к своему идолу — Эллингтону. Правда Эллингтон его быстро уволил, но это вновь подчеркнуло индивидуальность Мингуса, потому что он оказался единственным человеком, который удостоился чести быть уволенным Эллингтоном лично.

Вместе со своей тогдашней женой Селией и Максом Роачем, Чарльз Мингус основал рекорд-лейбл «Debut» (1952), выпуская всё от бибопа до экспериментальной музыки. К 1956 году, с выпуском «Pithecanthropus Erectus», Мингус наконец смог реализовать себя как композитор, создавая произведения удачно сочетающие в себе традиционный джаз и новаторские приемы, прокладывая себе путь во фри-джаз. В течение следующего десятилетия, он продолжал работу с несколькими лейблами, выпуская альбомы: «The Clown», «New Tijuana Moods», «Mingus Ah Um», «Blues and Roots», «Oh Yeah» и «The Black Saint and the Sinner Lady».

Чарльз Мингус почти полностью оставил музыку в 1966-м и вернулся на сцену в июне 1969 года. В начале 70-х удача вновь улыбнулась ему. Публикация автобиографии «Beneath The Underdog» в 1971 году, перепродажа «Debut» и промоушн колумбийского альбома «Let My Children Hear Musik» вернули ему утраченную уверенность в себе. Однако времени у него оставалось уже немного, так как врачи поставили ему диагноз — рассеянный склероз. Через год он был не способен играть на басу и передвигался в инвалидной коляске. 18 июня 1978 года в Белом Доме состоялся концерт, на котором правительство официально признало заслуги Чарльза Мингуса в области джазовой музыки.

Его последней работой был проект с певицей Джонни Митчелл. Она была последней, кому довелось поработать с выдающимся джазовым композитором, памяти которого посвящён её альбом «Mingus» 1979 года.

Show More
Добавить комментарий