Традиционные славянские музыкальные инструменты

[h2]
Традиционные славянские музыкальные инструменты[/h2]

[h2]Домра
[/h2]

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.
В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.
Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента.
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная).
Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея.
Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.
Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.
Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину.
Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Гудок

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.
По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).
Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие.
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра.
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.
Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания.
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.
Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.
Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.

Свистулька

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.
Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.
Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.
Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины.
Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.
Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто:
в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.
В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.
В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Варган

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.
С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.
Игра на варгане осуществляется следующим образом:
· металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам;
· через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух;
· одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок.
В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.
Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.

Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным.
Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука.
По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла.
Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов.
Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом).
В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее.
Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат.
Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней.
Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице).
Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению.
Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.
Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.
Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.
Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.
На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Ударный музыкальный инструмент Дрова

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности.
Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов.
Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней.
Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки.
Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным.
Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом.
Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах.
Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики.
Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.

Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов.
Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница.
Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты.
Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси.
На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады.
По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков.
После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами.
Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины.
Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева.
Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева.
Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.
Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.

Игра на Свирели:

Кугиклы

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент.
Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги.
Именно так прежде назывался камыш.
Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения.
Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок.
Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).
Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры.
Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение.
Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре.
Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки.
Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.

Бубенцы

Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам.
Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки.
Разве можно это с чем-либо спутать?!
Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики.
Все дело в том, что колокольчик – это открытая снизу, перевернутая металлическая чашечка, внутри которой расположен особый ударник-язычок, который, ударяясь в стенки чашечки, издает столь знакомые всем, звенящие звуки.
Извлечь звук из колокольчика можно только в подвешенном, вертикальном положении.
Тогда, как бубенцы издают свой звук при встряхивании.
Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик.
На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись.
Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков.
Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах.
Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке.

Немного видео с этим инструментом:

Славянская Трещотка

Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов.
Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок.
При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки.
Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками.
Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба).
Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания.
По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм).
Через эти отверстия протягивается прочный шнур.
Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел.
У вас должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке.
Музыкант, играющий на трещотке, внешне похож на человека, играющего на гармошке: пластины трещотки раскрываются веерообразно, чтобы потом, громко треща, вернуться в первоначальное положение.
Часто, для того, чтобы привлечь к себе повышенное внимание, к трещотке прикрепляются разноцветные украшения (ленты, цветы, колокольчики, бубенцы).

Ложки как русский музыкальный инструмент

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент.
Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука.
Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору.
Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле.
Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности.
Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси.
Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные иностранцы.
Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников.
Теперь они покупаются в качестве сувениров, которыми забиты все базары и магазины.
Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием.
Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание.
Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.

Немного видео:

Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам.
Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы.
Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность.
Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей.
Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха.
Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии.
Репертуар рожечников представлен достаточно широко.
Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу.
На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука.
Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты).
Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью.
Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Славянские гусли

Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн.
А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента.
В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли.
На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение.
Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве.
Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание.
Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые».
Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами.
В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема.
Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.
Многообразие форм и звучаний, которыми отличались те или иные гусли, породило в каждой отдельной местности свое собственное название этого музыкального инструмента.

Источник:
http://putisvaroga.ru/putisvaroga/tradicionnye-slavyanskie-muzykalnye-instrumenty

Show More
Добавить комментарий