Синестезия: слышите ли вы цвет?

Это возникает где-то глубоко внутри, на уровне подсознания. Нечто физическое вырывается из полного безмолвия, захлестывает звуковой волной, мелькает переливами цвета как на 3-d экране, переворачивает внутреннюю реальность.

Синестезия: слышите ли вы цвет?

Синестезия: слышите ли вы цвет?

Звуковое ощущение цвета сродни стерео-картинке со спецэффектами. Сначала вступает синий, музыкально похожий на виолончель. В.В. Кандинский в своей книге «О духовном искусстве» говорил о восприятии цветов: «Делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме – низкие звуки органа. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято». Про красный цвет он говорит: «<….>в музыкальном отношении он напоминает звучание фанфар. Это упорный, навязчивый и сильный тон». Кажется, заметки писателя-фантаста? Ничего подобного. Таким образом «услышал» бы обычный российский триколор один из известных синестетиков.

Синестезия: слышите ли вы цвет?

Так что же такое синестезия? Это некий способ восприятия, особая реакция на окружающую действительность, при которой возникают непрямые взаимосвязи между сигналами, поступающими из различных органов чувств. На нейрофизиологическом уровне происходит смешение ощущений, и люди начинают слышать цвет, определять его вкус, видеть музыку, наделять геометрическую форму цветом и не только. Звучит несколько даже странно для обычного человека. Вопрос лишь в том, что считать обыденностью.

Если углубиться в историю, то обнаруживается несомненный факт: во времена Сократа такой способ восприятия внешнего мира был привычным. Еще примерно в 350 годы до н.э. Аристотель писал, что «гармония цвета сродни гармонии звуков». Его исследования стали базой для последующего сравнения световых и звуковых частот. Платон в своем трактате «Менон» описывал цвет как «истечение формы».

В наше время дела обстоят иначе: лишь 4 человека из ста являются реальными синестетиками. При этом научно доказано, что женщин такого типа в 8 раз больше, чем мужчин. Для одних — это часть жизни, другие ощущают эффект после кратковременных, но сильных впечатлений, третьи же приписывают себя к синестетикам, обладая излишне развитым воображением.

Набоков отмечал: «<…> я наделен в редкой мере цветным слухом. Не знаю, впрочем, правильно ли говорить о «слухе», цветное ощущение создается, по-моему, самим актом голосового воспроизведения буквы, пока воображаю ее зрительный узор».

Многие известные композиторы также являлись синестетиками. Например, Ференц Лист, Римский-Корсаков, Скрябин, Моцарт. Последний утверждал, что си-бемоль в миноре черная, а гамма ре-мажор тепло-оранжевая. Кстати, большинство людей так или иначе могут отличить «светлую» легкую музыку от «мрачной» тяжелой. У каждого своя реакция на звук, но обычные впечатления — это еще не синестезия, просто психология и «такой внутренний мир».

Швейцарский художник и теоретик искусства Иоганнес Иттен писал: «Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному ему он позволяет постичь свои тайны». В своем монументальном труде он упоминает еще одно секретное оружие синестетика — способность облекать цвет в форму. Таким образом три основных цвета, красный, жёлтый и синий, находят себя в геометрии фигур: квадрат, треугольник и круг.

Show More
Добавить комментарий