Саратовский цирк им. братьев Никитиных

— цирк в Саратове. Основан в 1876 году цирковыми предпринимателями и артистами братьями Никитиными.

Первые цирковые представления в Саратове давались во временных помещениях на ярмарках. В 1864 году для цирковых представлений было выстроено помещение, названное «Театр-цирк», но вскоре оно было разрушено.

В 1876 году братья Никитины построили в Саратове стационарный цирк, ставший вторым русским стационарным цирком (после Пензенского). (фото 2)

В конце 1928 года старое здание цирка было снесено. В 1931 году было возведено новое здание по проекту архитектора Б. С. Виленского.

В 1963 году производилась капитальная реконструкция здания и его внешний вид значительно изменился. В 1998 году была проведена ещё одна реконструкция здания цирка.

Существует устойчивое заблуждение, что Саратов является родиной русского цирка, хотя фактически ранее Саратова был построен цирк в Пензе. Периодически в прессе появлялись и появляются материалы, утверждающие это.
В 1973 году цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На арене Саратовского цирка начинали выступать Вальтер Запашный и Мстислав Запашный.

Вот что писала о Саратовском цирке в ноябре 1949 года областная газета «Коммунист» в статье «Родина русского цирка».

На краю бывшей Митрофаньевской ярмарочной площади Саратова три четверти века назад (в 1873 году) было построено деревянное круглое здание с парусиновой крышей и большой яркой вывеской: «Первый русский цирк Акима и Петра Никитиных».
В этом маленьком цирке работали рядовыми артистами сами его хозяева – дети крепостного крестьянина Александра Никитина, принадлежавшего саратовскому помещику Кротову. Аким Никитин выступал как гимнаст и «рыжий» у ковра, Дмитрий Никитин был гимнастом и силачом. Юлия Никитина, жена Акима, жена Акима, являлась наездницей. Но первое место занимал Пётр Никитин – выдающийся универсальный артист. Он был наездником-акробатом, исполнителем мимико-трансформационных сцен, первоклассным гимнастом, отличным турнистом. Прекрасным полётчиком, антиподистом, жонглёром, партерным прыгуном.
Смело пополняя свою труппу лучшими из известных русских цирковых артистов, братья Никитины так повели дело, что сразу привлекли к себе внимание и надолго завоевали уважение трудового люда.
Так в России был создан первый цирк. Ни в коей мере не свободный от недостатков, присущих капиталистическому предприятию, цирк братьев Никитиных сыграл большую роль в формировании русского циркового искусства. Достаточно того, что в этом цирке за время его деятельности работало свыше 6000 одних только русских артистов.
Ровно тридцать лет назад, в 1919 году был издан подписанный В.И. Лениным декрет советской власти о национализации зрелищных предприятий, в том числе и цирков. Здание Саратовского цирка, подремонтированное и приведённое в порядок, просуществовало до 1928 года, когда было разобрано из-за ветхости.
В годы первой сталинской пятилетки на краю той же площади, носящей ныне имя Н.Г. Чернышевского, выросло большое фундаментальное здание нового государственного цирка.
Преемственность лучших традиций русского классического цирка, обогащённых достижениями достижениями советского циркового искусства, – нашла яркое выражение в ряде лучших номеров и аттракционов, показанных в Саратове. Саратовская общественность хорошо встретила и высоко оценила выступления народных артистов РСФСР Владимира Григорьевича Дурова и Бориса Эдера, заслуженных артистов РСФСР Ю.В. Дурова, А.С. Александрова-Серж, А.Н. Александрова-Федотова, И.Н. Бугримовой, А.Н. Буслаева, Н.П. Гладильщикова, В.М. Лисина, Э.Т. Кио, Л.К. Танти, М.Н. Туганова, В.К. Янушевского, сына Акима Никитина – заслуженного артиста РСФСР И.А. Никитина и ряда других.
Саратовский цирк играл крупную роль в прошлом и заслуженно занимает сейчас одно из ведущих мест среди советских цирков. Менее чем за два последних десятилетия он создал и выпустил свыше 30 новых цирковых номеров разных жанров. Многие из воспитанников Саратовского цирка, так же, как и большинство артистов-саратовцев, своим мастерством завоевали всеобщее признание народа и по праву находятся в рядах передовых творческих работников советского циркового искусства. Среди них следует назвать дипломанта IV Всесоюзного творческого смотра новых номеров советского цирка воздушного гимнаста П.П. Щетинина; дрессировщиков Сосиных, В. Филатова; эквилибристов -– М. Егорова, М. Воронина, В. Яковлева, М. и В. Томниковых;акробатов – Л. Снозе, Н. Коблова, В. Щетинина, Л. Пчельникова, Б. Фёдорова, Н. Вознесенского, Г. Кондратенко; жонглёра К. Резникова.
Коллектив Саратовского цирка в своих представлениях стремится отразить величие сталинской эпохи. Ту радость жизни и творческого труда, которую принёс социализм советским людям. Коллектив артистов настойчиво работает над сатирическими темами, бичуя пережитки прошлого, клеймя презрением поджигателей войны и их наёмных псов – титовцев, правых социалистов – предателей рабочего движения. До 10 пантомим и свыше 30 парадов-прологов уже поставлено в Саратовском цирке. Автором первых пантомим, отображавших революционную поступь советского народа, был выдающийся поэт нашей эпохи Владимир Маяковский. В постановках пантомим и прологах принимали участие народный артист РСФСР М. Туганов, заслуженный артист грузинской СССР Л. Танти и другие мастера советского цирка.
Сейчас перед советским цирковым искусством, а значит и перед Саратовским цирком. Партия, народ поставили новые важные задачи. Они определены историческими постановлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Наш цирк призван в полную силу его художественных средств утверждать замечательные качества передового советского человека, отражать его труд и героические подвиги во славу социалистической Родины. Почётный долг советского цирка – неустанно разоблачать поджигателей новой мировой войны, пропагандировать благородные идеи непобедимого лагеря сторонников мира, демократии и социализма. Для успешного решения этих задач надо создавать идейно целеустремлённые и художественно-полноценные номера, аттракционы, пантомимы и представления, которые удовлетворяли бы возросшие требования советских зрителей.
Коллектив Саратовского государственного цирка, которому выпала великая честь работать на родине русского цирка, приложит все силы и способности, чтобы оправдать великую заботу партии и правительства и лично товарища Сталина о дальнейшем расцвете советского искусства.

А. Вольный, художественный руководитель Саратовского государственного цирка

Show More
Добавить комментарий