Резьба по кости в мире: происхождение, история.

Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.

Резьба по кости в мире: происхождение, история.

Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X-XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% — ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента.

Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 -. 1380 гг, когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.

Искусные изделия из кости коллекционировали обеспеченные люди Центральной Европы. Многие из них содержали т.н. кунсткамеры (чего не избежал и Петр I), где выставляли свои коллекции для всеобщего обозрения. Точно так же набожные люди, монастыри, церковные казначейства коллекционировали объекты религиозной направленности. Они собирали небольшие скульптуры, особенно изображающие Страсти Христовы, непревзойденный материалом для передачи которых стала слоновая кость. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение мадонны с младенцем.
Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. . Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, НЕ могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства В Китае резьба по Кости — одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 — 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т. п. Резьба по кости как исторически, так и в настоящее время продолжает удерживать видное место в китайском искусстве и ремеслах. Изделия китайских резчиков наиболее знамениты в мире. В настоящее время все чаще используется воловья и верблюжья цевка, впрочем, резьба по-прежнему остается ювелирно-сложной. Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев — «шар в шаре», чья история насчитывает около 1000 лет. Из куска кости вытачивают шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливается несколько отверстий конической формы, вершины которых сходятся в центре шара. Затем мастер отмечает в каждом отверстии количество внутренних шариков. Специальным изогнутым резцом начинается вытачивание шариков поочередно, начиная с внутреннего. Затем шарики, вращая друг в друге, покрывают гравировкой или резьбой. Самая первая такая сфера относится к династии Сун (960 -. 1279 гг), это был трехслойный шар. В Китае эта техника называлась «работа демона».
Слоновая кость, благовония и муслин — самые легендарные индийские товары в древности. Издавна Индия торговала костью и изделиями из нее с Европой. Обработка слоновой кости была распространена практически на всей территории Индии, в каждом районе наблюдались свои стилевые и тематические особенности. Для резьбы Дели и Бенгалии характерны модели процессий слонов, шкатулки, обложки книг. В Керале и Карнатаке традиционны изображения богинь, миниатюрные резные святилища. Раджастан известен изготовлением облицовки для мебели. Индийские миниатюры на костяных пластинах, которыми украшали мебель, шкатулки, напоминают кружева тончайшей работы.
Резьба из слоновой кости, использованная в дверях Янтарного дворца в Джайпуре, изящная инкрустация дверей Дворца Майсура и Золотого Храма в Амритсаре говорят о значительной роли кости также и в архитектурном художественном оформлении. Несмотря на сравнительно небольшое количество археологических находок, в древней индийской литературе есть множество упоминаний об этом искусстве. Ведические тексты называют резьбу по кости одним из благороднейших ремесел. . К сожалению, в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ запрет На добычу слоновой Кости приводит к. уменьшению в Индии количества резчиков Резьба по Кости в России достигла расцвета в XII — XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России — Петербурга — сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы — Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.

Show More
Добавить комментарий