Прогулки по Москве. Московский модерн.

Московский модерн

Здания, относящиеся к московскому модерну, неизменно привлекают к себе внимание во время прогулок по Москве. Их глубоко индивидуальный облик, богатая пластика фасадов, изящество и аристократизм декора как-бы переносят нас в то ушедшее время, когда идеи компактности застройки и холодного рационализма еще не успели массово завладеть общественным сознанием.

Прогулки по Москве. Московский модерн.

Прогулки по Москве. Московский модерн.

Особняк Дерожинской

, окруженный изысканной кованой оградой (3 фото), разместился в одном из старинных московских переулков. Здание примечательно большим арочным окном, находящимся прямо в центре фасада. Оно было построено по проекту Ф.Шехтеля в самом начале XX века. Особняку было суждено стать одним из самых известных творений выдающегося архитектора. О владелице дома почти ничего не известно. Однако, памятнику архитектуры удалось сохранилось воплощение эстетики, культуры и духа своего времени, которые вот уже больше века никого не оставляют равнодушным.

Прогулки по Москве. Московский модерн.

В самом центре Москвы, недалеко от храма Христа-Спасителя находится одно из самых необычных зданий города. Оно носит название

дома Перцова

(или дома–сказки) (1 фото). В начале XX века инженеру-строителю железных дорог Петру Перцову пришла идея построить доходный дом для художников. Выбор архитектора был сделан в пользу Сергея Малютина, талантливого мастера, известного по эскизам деревянных зданий, мебели и предметов русского быта, включая знаменитые матрешки. Герои народных сказок прекрасно прижились на майоликовых панно, под многочисленными выступами, балконами и нишами здания. Само же здание, в целом, стало подлинным украшением городской архитектуры эпохи модерна.

[h2]
Особняк текстильного фабриканта Ивана Миндовского на Поварской улице[/h2] (2 фото) относится к лучшим произведениям московского модерна. Редкая прогулка по историческим особнякам в Москве обходится без упоминания о нем. Здание было построено выдающимся архитектором Львом Кекушевым в 1903 г. Оно напоминает драгоценную резную шкатулку, которую можно бесконечно рассматривать со всех сторон. Плавные, текучие формы элементов фасада, крыши и оконных рам как нельзя более соответствовали представлениям новой художественной эстетики. Наряду с жилыми помещениями, особняк примечателен зимним садом – одним из первых архитектурных нововведений в жилых домах. В настоящее время, здесь располагается посольство Новой Зеландии, которое делает все возможное для воссоздания и сохранения уникального архитектурного памятника. Л.Кекушев был одним из первых и наиболее значительных архитекторов московского модерна, продолжавших европейскую традицию бельгийской разновидности ар нуво, начатой В.Орта.

Доходный дом Исакова

(4 фото) появился в аристократическом районе Москвы в 1909 г. Элегантное сооружение было спроектировано Л. Кекушевым (автором, упоминавшегося ранее, особняка Миндовского). Оконные переплеты сооружения поражают сложностью и изобретательностью рисунка. Декоративные львиные маски на фасаде здания – своеобразный автограф архитектора. В сооружении почти нет повторяющихся элементов, а его формы обладают на редкость мягкой пластикой и цельностью восприятия. Глубокие нависающие карнизы — еще одна отличительная черта работ Л.Кекушева.

Покровский собор Марфо-Мариинской

обители милосердия (5 фото) был построен в неорусском стиле по проекту архитектора А.Щусева. Его формы наследуют образцы древнего новгородского и псковского зодчества XII – XIV веков. Храм украшает каменная резьба, работы известного скульптора С. Коненкова. Живопись внутреннего убранства была исполнена художниками М.Нестеровым и П.Кориным. Храм был построен по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны – сестры императрицы. После гибели мужа, она учредила и на свои личные средства построила монастырь. Здесь же она проживала и сама. В стенах монастыря оказывали помощь больным, бедным и бездомным. После революции Елизавета Федоровна не покинула Россию и приняла мученическую кончину.

Здание Ярославского вокзала

когда-то располагалось на окраине Москвы. Отсюда идет дорога на север – через Ярославль к Архангельску. Стилизованный под древнерусский терем, Ярославский железнодорожный вокзал был создан по проекту Ф.Шехтеля. Здесь, архитектор отдал предпочтение неорусскому стилю. В декоре фасада сооружения все напоминает русский Север. Наследие древней Руси, вдохновлявшее новый стиль, было невероятно многообразно. Поэтому, архитектурные сооружения, выполненные в национальном стиле, сильно отличались друг от друга. Таковы, например: строения Казанского вокзала (по проекту А.Щусева) и здание Третьяковской Галереи (по проекту В.Васнецова).
Век модерна оказался недолог. Всего лишь за 15-20 лет он заметно преобразил Москву и исчез, также внезапно, как появился. Однако, образность декора, символизм содержания и богатство фантазии авторов заставляют вновь и вновь возвращаться к его лучшим творениям, в попытке восстановить утраченную культурную и духовную связь с ними.

Show More
Добавить комментарий