Ночной Шанхай

Отдельная административная единица Китая Шанхай (Shanghai) — один из крупнейших торговых городов мира. Шанхай — воплотившаяся мечта китайского народа, самый динамичный город самого динамично развивающегося народа.

Ночной Шанхай

Здесь каждый день новая выставка сменяется конференцией мирового масштаба, шоппинг-фестиваль — неделей моды, а трудолюбивый средний класс, как гудящий муравейник, работает по семь дней в неделю в надежде на лучшие времена. При этом Шанхай, который территориально больше Гонконга и Пекина, может похвастать роскошными нетленными дворцами имперских времен.

Ночной Шанхай

Шанхай был первым городом Китая, который соприкоснулся с европейской культурой, и остается таким и поныне: передовым, задающим тон для всей страны.

В первой половине XX в. Шанхай стал культурным и экономическим центром Восточной Азии и воспринимался как место появления всего самого современного в Китае. Именно здесь появился первый в Китае автомобиль и современная система канализации. Шанхай также стал полем интеллектуальной битвы между социалистическими писателями, придерживавшихся критического реализма (Лу Синь, Мао Дунь), и более «буржуазными», романтическими и ориентированными на эстетику авторами (Ши Чжэцунь, Шао Сюньмэй, Е Линфэн, Чжан Айлин).
Помимо литературы Шанхай также стал колыбелью современного китайского театра и кинематографа. В Шанхае был снят первый китайский короткометражный фильм «Трудные супруги» (????, 1913) и первая китайская художественная кинокартина «История о том, как сирота спас дедушку» (?????, 1923). Шанхайская киноиндустрия достигла расцвета к началу 1930-х годов, в ней появились звёзды, которых сравнивали с Мэрилин Монро, например, Чжоу Сюань, окончившая жизнь самоубийством в 1957 году После окончания Второй мировой войны и последовавшей за ней революцией многие шанхайские деятели кино эмигрировали в Гонконг и внесли огромный вклад в развитие гонконгского кинематографа.
Значительная часть шанхайской культуры того времени после революции переместилась в Гонконг вместе с многочисленными эмигрантами, бежавшими от революции. В кинокартине «Любовное настроение» (In the Mood for Love, ????), снятой Вонгом Карваем (также, кстати, гонконгским шанхайцем), показана жизнь маленькой шанхайской общины в Гонконге и чувствуется ностальгия режиссёра по временам его детства. В фильме также звучит песня в исполнении Чжоу Сюань.
Распространённые стереотипы[править | править исходный текст]
Жители других регионов, как правило, описывают шанхайцев как меркантильных, самоуверенных и надменных людей, свысока относящихся к провинциалам. В то же время шанхайцы являются предметом восхищения благодаря их тщательному вниманию к деталям, добросовестному выполнению договорённостей и профессионализму. У многих китайцев существует убеждение, что шанхайцы-мужчины обычно находятся «под каблуком» у своих жён. В этих словах есть доля правды: шанхайские мужья зачастую одновременно выполняют обязанности кормильца, отца, повара, слесаря-сантехника, плотника и т. д.
Иммигранты[править | править исходный текст]
Очень небольшая доля сегодняшнего населения Шанхая являются потомками жителей старого города, некогда обнесённого крепостной стеной. Предки почти всех нынешних шанхайцев иммигрировали в Шанхай из соседних провинций Цзянсу и Чжэцзян в конце XIX — начале XX вв. В шанхайской культуре рубежа веков очень хорошо проявляется смешение культурных элементов этих двух регионов. Это также отразилось и в шанхайском диалекте.
Однако несмотря на эти различия, у шанхайцев всегда было очень ярко выраженное чувство самосознания, основанное на культурном и экономическом превосходстве, продолжавшемся вплоть до революции. Годы после революции стали тяжёлым испытанием для Шанхая, поскольку центральное правительство стало проводить уравнительную политику и бороться с «буржуазными пережитками», средоточием которых, по мнению многих, был Шанхай. Это привело к замкнутому кругу: шанхайцы стали смотреть на других жителей страны как на «провинциалов» (???; путунхуа сян-ся-жэнь, шанхайск. сян-во-нин), в то время как остальные китайцы стали считать их надменными и мелочными.
В последнее время эта тенденция только усилилась за счёт притока новой волны иммигрантов со всего Китая, не говорящих на местном диалекте и использующих путунхуа (официальный язык КНР) в качестве лингва-франка. Именно с этим наплывом мигрантов (3 миллиона человек за один только 2003 год) шанхайцы связывают рост преступности, навязчивого попрошайничества и перегруженности инфраструктуры (главным образом общественного транспорта и школ) в последнее время, и это порождает дополнительную напряжённость в обществе. Шанхайцы легко определяют приезжих, и последние часто становятся объектом дискриминации, умышленной и неумышленной. Всё это приводит к дальнейшему непониманию и укреплению стереотипов в сознании шанхайцев и жителей Китая за пределами нижнего течения Янцзы.

Show More
Добавить комментарий