Музей-панорама «Сталинградская битва»

Музейный комплекс посвящен одному из решающих сражений Великой Отечественной войны — Сталинградской битве, ставшей началом коренного перелома в войне. В его составе находится крупнейшая панорама России «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В музее представлены фотографии, документы, вещи военного времени, среди которых реликвийные экспонаты: снайперская винтовка сталинградского воина, шинель генерала В.А.Глазкова со 160 пулевыми и осколочными пробоинами; комсомольские и партийные билеты со следами прострелов, залитые кровью; боевые знамена частей и соединений, сражавшихся в Сталинграде; личные комплекты выдающихся полководцев, их живописные портреты

Музей-панорама «Сталинградская битва»

Музей-панорама «Сталинградская битва»

Идея создания панорамы, посвященной Сталинградской битве, появилась еще во время войны, об этом в частности говорилось в открытом письме к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину генерал-майора Г.И. Анисимова от 12 декабря 1943 г. В 1944 г. комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект восстановления Сталинграда. В нем приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и все желающие. Значительная часть проектов включала панораму. Именно на этом конкурсе окончательно сформировалась и утвердилась идея увековечить Сталинградскую битву в панораме. Первое постановление о сооружении панорамы в Сталинграде было принято Советом Министров РСФСР в декабре 1958 года. Согласно нему, панорама должна была быть сооружена на Мамаевом кургане, на месте зала Воинской Славы. Но уже в 1964 году постановлением Совета министров РСФСР от 18 апреля (№ 483) было решено исключить панораму «Битва на Волге» из мемориального ансамбля на Мамаевом кургане. Впоследствии было решено, что панорама войдет в состав музейного комплекса «Сталинградская битва» на Гвардейской площади, возле руин мельницы и легендарного Дома Павлова.

2 февраля 1968 года, в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, была заложена памятная плита в основание будущего здания панорамы.
Создание самого полотна панорамы началось еще с создания в 1944 году разборно-передвижной панорамы «Героическая оборона Сталинграда» под руководством H. Котова, В. Яковлева. Живописный холст отражал события 15-20 сентября 1942 года. В эти сентябрьские дни Мамаев курган был отбит у врага, но только на короткое время, что и вызывало споры о правильности выбора момента, изображенного на полотне. В 1948 году началась работа над эскизами новой панорамы. За нее взялась группа художников студии им. М. Б. Грекова во главе с А. Горпенко в составе П. Жигимонта, Г. Марченко, Л. Андрияка, В. Кузнецова и Б. Николаева. Работа над полотном была закончена в 1950 году. Панорама «Сталинградская битва» представляла собой выставочный эскиз. Сюжетом полотна выбраны январские бои 1943 года за вершину Мамаева кургана. После показа панорамы в Москве в 1950 году она была отправлена в Сталинград, где ее демонстрировали в кинотеатре «Победа» до 1952 года.

В 1958 году, после принятия решения о строительстве панорамы, грековцы отправились в Сталинград. На вершине Мамаева кургана был построен небольшой деревянный павильон для работы над эскизами и произведена полная фотосъемка местности. В ходе последующей работы над панорамой сложился новый авторский коллектив – Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко и Г. Прокопинский. Художники просмотрели большое количество кино- и фотодокументов, познакомились со свидетельствами участников битвы, историческими трудами, присутствовали на учениях войск Киевского военного округа под командованием В.И. Чуйкова. Консультировала грековцев группа военных – Маршалы Советского Союза В. И. Чуйков, А. И. Еременко, Н.И. Крылов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов. В 1961 году художники подготовили эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размером в 1/3 натуральной величины. Однако для создания полноразмерной панорамы грековцам предстояло расписать живописный холст размером 1?2 метров (около 2000 кв. м) и создать около 1000 кв. м декораций. Летом 1980 года художники Н. Бут, В. Дмитриевский, П. Жигимонт, П. Мальцев, Г. Марченко, М. Самсонов, Ф. Усыпенко приступили к переносу рисунка на холст, а затем – к росписи. С середины апреля 1981 года авторский коллектив начал проводить работы по созданию предметного плана, которые длились примерно полгода. Весной 1982 года создание панорамы было завершено. Панорама площадью в 2000 кв. м стала самым крупным живописным полотном России, одной из крупнейших в мире панорамы, которая до сих пор остается единственной, написанной на тему Великой Отечественной войны

Сюжетом панорамы «Сталинградская битва» является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска выполняли операцию «Кольцо». Основной задачей этой операции было расчленение окруженной немецкой группировки. Решая поставленную задачу, две армии (21-я и 62-я) Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 г. Именно этот день и момент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация войск была особенно велика, изображен на панораме, а встреча двух армий является ее главным композиционным центром

Смотровая площадка условно находится на вершине Мамаева кургана, точнее, на одном из городских бетонных водоотстойников. Перед зрителем раскрывается грандиозная панорама сражения 26 января 1943 г. Видны знакомые силуэты города – мельница, Дом Павлова, площадь 9-го Января, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, элеватор, заводы «Красный Октябрь», «Лазурь», «Чермет». Художники большое внимание уделяют театру военных действий и топографии, взаимодействию различных родов войск авиации и наземных частей – пехоты, танков, артиллерии. И все же панорамное полотно не является точной исторической иллюстрацией. Грековцы воссоздали героический дух времени, создали образ разрушенного, но победившего Сталинграда и обобщенный образ мужества eго защитников. Для этого они применили прием совмещения во времени и пространстве, хорошо известный в станковой живописи и панорамной практике. На фоне военных действий 26 января 1943 г художники-панорамисты воскрешают легендарные подвиги Сталинградской битвы – связиста Матвея Путилова, зажавшего в зубах концы оборванного провода, младшего сержанта Николая Сердюкова, закрывшего амбразуру вражеского дзота, летчика Виктора Рогальского, совершившего воздушно-наземный таран, медсестры Анны Бессчастновой, вынесшей с поля боя сотни раненых, охваченного пламенем красноармейца Михаила Паникахи, бросившегося под немецкий танк. Так, через конкретные подвиги авторы панорамы рассказывают о великом подвиге живых и павших, об огромной цене за Победу

Здание панорамы имеет форму гиперболоида вращения (лазер). Выполнено из предварительно напряженного бетона, сила обжатия 100 т. Комплекс включает здание музея, фондохранилища, руины мельницы, эстакаду с боевой техникой периода ВОв . Комплекс увязан со стеной Родимцева на берегу Волги и Домом Павлова

В правой части комплекса, со стороны Волги, представлен макет ближнего бомбардировщика Су-2 — дар городу-герою Волгограду от коллектива ОКБ Сухова. Макет был создан в 1982 году по воспоминаниям ветеранов завода, статьям из различных журналов, материалам центрального музея вооруженных сил и архивам Министерства обороны, так как технической документации на самолет не сохранилось. В сентябре 1982 г. су-2 закрепили на гранитном постаменте музея-панорамы

Руины мельницы Грудинина были оставлены по состоянию на 1943 год как памяник памятник изуродованному войной Сталинграду, героизму его защитников.
Здание было построено в 1904 году немцем Гергардтом, в нем располагалась паровая мельница. После революции она стала носить имя секретаря коммунистической ячейки К. Н. Грудинина, погибшего от рук белогвардейцев в 1922 году. Паровая мельница №4 проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали большие фугасные бомбы. Проломив крышу, они вызвали сильнейший пожар, объятая пламенем мельница остановилась

С полным вводом в действие музейной части Волгоград и регион получили крупный современный музейный комплекс, экспозиционная площадь которого составила 4,5 тыс. кв. м, что в 15 раз больше прежней экспозиции
http://lifeglobe.net/

Show More
Добавить комментарий