Леонардо да Винчи. Детство и юность

В селении Акиано, что близ городка Винчи в Италии, 15 апреля 1452 г. родился мальчик, запись об имени которого в русском переводе звучит так: Леонардо — сын Пьеро из Винчи. Уже это говорит о том, что его отец, 25-летний нотариус, нисколько не стыдился сына, рождённого вне брака, что, впрочем, было типично для Италии. Впоследствии имя, данное при рождении, стало звучать короче и величественнее: Леонардо да Винчи, а часто произносилось одно только имя Леонардо.

Даже в наши дни, услышав это имя, все сразу понимают, о ком идёт речь: человек такого инженерного гения, такой изобретательской плодовитости, таких художественных дарований был и остаётся во всем мире только один. Одно время среди учёных даже бытовало мнение, что Леонардо да Винчи есть не кто иной, как пришелец с другой планеты, подаренный человечеству богами.

Социальное положение матери Леонардо, Екатерины, осталось точно не установленным, хотя есть версия, что она была крестьянкой и впоследствии вышла замуж. С матерью ребёнок оставался до трёх лет, а затем заботы о нём взял на себя отец, наезжавший в Винчи из Флоренции, расположенной неподалёку. Некоторое время мальчик жил у деда по отцовской линии — Антонио, а затем отец увёз его в славный город Флоренцию.

В ту пору здесь бурно развивалась промышленность, торговля, банковское дело, флорентийская община богатела, строила жилые дома и храмы, давала художникам большие заказы по их украшению. В 1466 году отец отдал Леонардо в школу известного художника Веррокьо, поскольку мальчик с ранних лет проявлял тягу к рисованию.

По обычаям того времени, ученики мастера жили в его доме, делали всякую подсобную работу, а затем им доверяли даже выполнение отдельных фрагментов общего полотна, заказанного мастеру. Леонардо с малых лет не расставался с записной книжкой. Дома, на улице, за городом он непрестанно делал мелкие наброски: зарисовывал цветы и жёлуди, лица людей, складки плаща, ноги коня и т. д.

Характерен такой эпизод. К Пьеро из Винчи как-то обратились с просьбой найти художника, который мог бы украсить деревянный щит — такой, какие часто вешали на дома местные обыватели. Тот передал заказ сыну. Леонардо решил изобразить на щите голову горгоны (змееголовой женщины) Медузы.

Об этом чудовище рассказывают древнегреческие мифы, интерес к которым, как и интерес ко всей культуре эллинизма, был характерен для того времени. Вместо волос у неё были змеи, а взгляд настолько злобен, что обращал человека в камень. Убил Медузу герой Персей, которому боги подарили щит, меч и сандалии с крыльями. Благодаря им, он подлетел к скале, где спала Медуза и, смотря в медный сверкающий щит, как в зеркало, чтобы уберечься от её взгляда, отсёк ей голову и поместил на щит… Именно этот финал легенды и изобразил молодой художник Леонардо.

Демонстрируя готовую работу отцу, он позаботился о наиболее выгодном её освещении, о том, чтобы она предстала перед зрителем внезапно. Увидев на щите страшилище, отец в первый момент пришёл в ужас. Ещё бы! Ведь «украшатель» так старался: он насобирал всяких змей, ящериц, гусениц и дома часами наблюдал за ними…

Время шло, животные умирали, их тела разлагались, в помещении стоял смрад, но увлёкшийся Леонардо ничего не замечал, стремясь сделать изображение как можно более реалистичным и… страшным. Так что реакцию отца молодой живописец воспринял как комплимент. А старший Винчи отдал заказчику не работу сына, а другой щит, с украшением вполне стандартным, но «голову Медузы» выгодно потом продал.

В мастерской Веррокьо Леонардо научился работать с металлом, гипсом, а также и кожей, рисовал, выполнял скульптуры и занимался моделированием. В годы ученичества он овладел и некоторыми техническими навыками, увлёкся изучением черчения, химии, металлургии, освоил ещё и гуманитарные науки. Писал он, как правило, справа налево. В этом одни усматривают склонность к скрытности, другие считают такое проявлением типичной для человека эпохи Возрождения любовью к тайнам и шифрам.

Вот это практически и всё, что точно известно об ученических годах жизни Леонардо. Не имея конкретных данных, многие авторы его биографии описывают общую атмосферу во Флоренции. А она была разнообразной и воодушевляющей! Так что пытливому и разносторонне одарённому юноше было где поучиться даже вне мастерской учителя.

В 1473 году Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера в одной из гильдий художников. В 21 год он стал признанным мастером. По некоторым сведениям можно заключить, что у него в 1476 — 1481 гг. была даже собственная мастерская во Флоренции.

Красивый, высокий и стройный, физически очень сильный, остроумный и приятный в обращении Леонардо лидерствовал в любом обществе. Например, из дома редко выходил один: за ним следовала ватага его учеников и поклонников. Но образуя вокруг себя небольшую «академию», он не пускает в широкий оборот свои труды, делая много записей по разным поводам, считая их, видимо, планами будущих работ. Недоступные широкому читателю, они были почти забыты, а изложенные в них идеи впоследствии заново переоткрывались.

Только в двадцатом веке записи Леонардо были изданы и позволили оценить учёного в давно прославленном художнике. Выяснилось, например, что он занимался усовершенствованием как прялки, так и токарного станка и некоторых прочих механизмов. Кроме того, его увлекла идея создания подводной лодки, и был был близок к её реализации.

Его записи интересны ещё и тем, что отражают самые разные стороны восприятия окружающего мира. В них он, например, излагает «способ оставаться под водой
столько, сколько можно оставаться без пищи», и описывает впечатления от препарирования различных тел — от луковицы до … человеческой головы. В этом — весь Леонардо! С одной стороны, у него разные «приятности» вплоть до косметических рецептов и летающих бабочек, с другой — холодно-безжалостный техницизм анатомических описаний.

Show More
Добавить комментарий