Карандашные портреты и рисунки by Аnna Мariaa

Итальянские влияния сравнительно мало затронули искусство портрета: тут больше давали себя знать нидерландские традиции. Во Франции XVI века были широко распространены портреты-рисунки, сделанные карандашом и слегка подцвеченные сангиной, — целая отрасль искусства, не очень высоко ценимая современниками, зато сильно заинтересовавшая их потомков с художественной точки зрения. Для современников эти карандашные портреты были примерно тем, чем сейчас для нас фотографии: они, в отличие от живописных портретов, исполнялись прямо с натуры, быстро, стоили недорого, их дарили друзьям и сохраняли у себя — не как памятники искусства, а просто как память о человеке. Уже сама эта потребность — запечатлевать и хранить облик определенной личности, хотя бы и ничем не прославившейся, характерна для нового миросозерцания. Массовость и сравнительная дешевизна карандашных портретов не лишали их художественности, и в этом смысле аналогия с нашими массовыми фотопортретами уже не подходит. В XV веке карандашные портреты еще не играли самостоятельной роли, а служили только подготовкой для живописных, как всякая зарисовка. Поэтому их мало сохранилось и они анонимны. Жану Фуке приписывается хранящийся в Эрмитаже карандашный портрет неизвестного, исполненный с истинным артистизмом и чувством индивидуального.

В XVI веке в области карандашного портрета работали видные художники, возглавлявшие мастерские и школы: Жан Клуэ Младший, его сын Франсуа Клуэ, отец и сын Дюмустье, позже Ланьо и многие другие, скрывшие свои имена за инициалами и монограммами. Они оставили нам обширную галерею людей XVI столетия. Мы находим здесь и знатных и незнатных, а также тех, чьи имена прочно вошли в историю: король Франциск I, его наследник Карла IX, Генрих Наваррский, Екатерина Медичи, поэт Ронсар. Они нарисованы трезво и просто, без особого проникновения в психологию, но зато и без лести, без аллегорий и нарочитостей, так часто свойственных парадным портретам; несомненное мастерство рисунка служит порукой сходства. Эти рисунки имеют нечто общее с манерой Гольбейна, однако если мы сопоставим рисунок Гольбейна — хотя бы портрет лорда Абергавенни — даже с самыми лучшими рисунками признанного мастера Жана Клуэ, то последние проиграют. Вот где нам станет очевидной вся мощь Гольбейна. Его скупая всесильная линия как будто сразу овладевает сущностью лица — линии французского мастера по сравнению с гольбейновскими покажутся и сухими и робкими, лицо — несколько плоским, голова — плохо связанной с торсом, взгляд — недостаточно живым. Но это только по сравнению с Гольбейном. Вне этого сравнения техника французского карандашного портрета может быть названа превосходной, хотя и несколько пассивной. Она честно доносит до нас доподлинные лица французов, живших четыреста лет тому назад. Интересно, что они, в общем, похожи на нынешних французов, наших современников: те же не совсем правильные, но тонкие черты, то же трудно передаваемое словами впечатление оживленности и приветливости в соединении с некоторой насмешливостью. Это устойчивый национальный «галльский тип». В XVII веке французский карандашный портрет заметно грубеет — начавшееся царство цвета побуждало усиливать раскраску рисунков, и суховатое изящество карандашной техники было погребено под раскраской, как живое лицо под слоем грима. Вскоре эта область искусства перестала пользоваться популярностью и как самостоятельная почти исчезла. Эпоха французского Возрождения была для истории французского изобразительного искусства переходным и стилистически не устоявшимся этапом. Франция XVI века решительно рассталась со своим готическим прошлым, а обращение к новому прошло через стадию сильного влияния иностранной художественной культуры. Но эта стадия не затянулась, как в Англии, на целых два столетия и не затормозила развитие национальных сил, а лишь дала им точку опоры. Пройдя через этот рубеж, который и сам по себе был богат ценностями, Франция пришла к кристаллизации своей уже совершенно самостоятельной культуры Нового времени в последующие столетия, к которым и переходят наши очерки.

Карандашные портреты и рисунки by Аnna Мariaa

Карандашные портреты и рисунки by Аnna Мariaa

Show More
Добавить комментарий