калейдоскоп

оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4.

В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Прибор был известен ещё в Древней Греции[источник не указан 955 дней].

В 1816 году во время проведения эксперимента с поляризацией света заново открыт шотландским физиком Дэвидом Брюстером.

калейдоскоп

В 1990-е годы в СМИ прошла информация о том, что родоначальником ов в России был русский ученый М.В. Ломоносов и что три его изделия хранятся в Государственном Эрмитаже. Эта история не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Она была запущена в рекламных целях фирмой — производителем ов.
Достоверные исторические факты о существовании ов в России относятся к началу XIX столетия. К этому времени ы уже стали известны в Англии благодаря шотландскому физику Сэру Давиду Брюстеру, который придумал его в 1816 году и запатентовал. Через пару лет проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале «Благонамеренный» за 1818 год [1]:

Смотрю – и что же в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды и алмазы,
И аметисты и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!

Появление а в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.
Известна история, как один богач заказал , в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот баснословных денег.
Разновидностью а был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты а — дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. [2].
В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров а его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен [3]. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.
Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то свое. Российские изобретатели также запатентовали ряд изобретений в области созданий ов. Пик их активности приходится на 1960-1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.
За рубежом изготовление ов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей ов «Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.
Тяга к рекордам сказалась и в области создания ов. В 2005 году в Японии на выставке «Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри а.
В России существует несколько небольших предприятий, выпускающих ы.

Show More
Добавить комментарий