иллюзия тени

Теневой театр. Прямолинейность распространения света — одно из его основных свойств. От каждой точки источника излучений свет распространяется по всем направлениям по прямым линиям. Эти-то линии в геометрической оптике и называют лучами света.

иллюзия тени

Если же на пути распространения света от источника малых размеров поместить непрозрачный предмет, то появится тень этого предмета, которая в точности или с некоторыми искажениями воспроизведет контуры предмета.

иллюзия тени

При точечном источнике света конус тени ограничивается линиями, проведенными касательно непрозрачному предмету. Если же источник не может быть принят за точку, например пламя свечи, газоразрядная лампа, шар молочного стекла и т. п., то тень получается более сложной. Каждая точка источника, обращенная к непрозрачному предмету, освещает его, а в некоторых местах лучи за этот предмет вовсе не проникают и там образуется полная тень предмета, в другие же места лучи проникают лишь отчасти и не от всех точек источника — и там образуется полутень.

Наиболее резко очерченная тень может быть получена в результате освещения предмета точечным источником, т. е. таким, угловые размеры которого весьма малы.

Размеры тени тем больше, чем ближе находится предмет от источника света. Полутень полностью или частично окаймляет тень предмета и будет тем сильнее превосходить тень по своим размерам, чем ближе предмет к источнику света и чем больше размеры последнего по сравнению с размерами предмета.

При освещении предметов рассеянным светом (свет, отраженный от стен и потолка помещения, от небосвода, покрытого облаками, свет от панельных или специально бестеневых светильников) тени могут вовсе отсутствовать или быть незаметными для глаза.

Желание воспроизводить тени тех или иных предметов появилось у человека в очень отдаленные исторические времена и тогда же зародилось «искусство теней».

В ряде стран Востока (Китай, Япония, Индонезия, Индия, Иран, Турция) много веков назад возникли теневые театры, которые процветают и в настоящее время. Трудно сказать, какой из этих театров теперь достиг большего совершенства в художественном и техническом оформлении своих спектаклей, в своей изобретательности и умении создавать многочисленные световые или оптические эффекты и фокусы.

Наибольшей известностью пользуется китайский теневой театр, благодаря чему иногда само искусство теневого театра несправедливо называют «китайскими тенями». Однако об индонезийском и турецком теневых театрах имеются первые упоминания в письменных источниках XI в. Первые упоминания о теневом театре в Европе относятся к XVII в. В Россию во второй половине XVIII в. приезжали на гастроли французские и английские частные, бродячие теневые театры. В XIX и в начале XX вв. у нас изредка в отдельных частных домах или школах устраивались любительские теневые спектакли, но только в 1937 г., при Музее детской книги, у нас был создан профессиональный теневой театр. С момента возникновения и по настоящее время он обслуживает в основном детскую аудиторию.

Современный теневой театр принципиально устраивается следующим образом. Перед зрителями помещается закрытый занавесом светящийся экран из белой материи, бумаги, полотняной или бумажной кальки. Снизу, с боков и сверху экран окаймлен непрозрачными ширмами. На расстоянии одного-двух метров сзади экрана установлен стол, на котором расположены теневые фигуры и детали декораций. Еще далее от экрана помещается проекционный фонарь или просто источник света в фокусе вогнутого зеркала. С помощью этого устройства весь экран должен быть сильно и равномерно освещен направленным пучком лучей. Между столиком и ширмой находятся артисты-теневоды, которые прислоняют к экрану фигуры действующих лиц или сменные элементы декораций и заставляют их двигаться и играть свою роль. Управление действием осуществляется с помощью ниток, палочек или проволок, соединенных с соответствующими деталями фигур.

Для изготовления теневых фигур и декораций в настоящее время имеются широкие возможности применять очень многие, самые разнообразные материалы. Так, например, могут быть использованы различные непрозрачные материалы: картон, тонкая фанера, жесть, кожа и ее заменители и т. д.; полупрозрачные цветные и бесцветные материалы: целлофаны, различные пластмассы, стекла, трикотажно-текстильные изделия и т. д.

Фигуры для теневого театра могут быть выполнены в виде силуэтов — темных на светлом фоне или наоборот, а также темных и частично полупрозрачных цветных плоскостных изображений, нарисованных и вырезанных по контуру.

Кроме того, можно использовать так называемую транспарантную, или теневую, проекцию без оптической системы. В этом случае между источником света и экраном помещается рама с натянутым или укрепленным на ней прозрачным материалом (пленка, холст, стекло), на котором изображены деревья, облака, панорама города, горящие вдали костры и т. д. Будучи освещено направленным светом, это изображение проектируется на экран и может образовать, например, задний план декорации или другие ее элементы. Если транспарантная рама будет перемещаться в сторону, то и изображение на экране будет перемещаться в ту же сторону. Таким образом, можно создать впечатление движения облаков или бегущего ландшафта, наблюдаемого из движущегося поезда, автомобиля и т. п.

При приближении транспаранта к источнику света размеры изображения будут увеличиваться, а при удалении от экрана — уменьшаться. Простейшие световые фигуры можно получить на экране с помощью трафаретов, т. е. пластинок из непрозрачного материала, имеющих вырез по форме фигуры.

«Искусство теней». При современном состоянии техники световой проекции, большом выборе всевозможных непрозрачных, полупрозрачных и прозрачных, цветных и ахроматических материалов в театре теней можно создавать разнообразные иллюзорные впечатления, оптические эффекты и фокусы. Возможности искусства теней очень широки и поэтому здесь будет указано лишь на некоторые видимые на экране эффекты, разгадка возникновения которых скрыта от зрителей.

Тени от действующих лиц и деталей декораций можно показывать в разных масштабах — для этого необходимо изменять расстояние или только между источником света и тенеобразующим предметом, или еще и между экраном и осветительным прибором. Вполне понятно, что если плоский тенеобразующий предмет прислоняется к экрану, то при изменении расстояния между источником света и экраном изменения размеров тени не произойдет.

Изменение масштабов тени широко используется для создания некоторых эффектов.

Так, например, по сюжету детской сказки людоед может превращаться в мышь, т. е. показанная вначале тень фигуры «страшного» людоеда постепенно уменьшается в своих размерах и затем, в некоторый момент времени, простым поворотом фигуры тень людоеда быстро и незаметно подменяется маленькой тенью мыши. Или, например, показав вначале муху, можно подменить ее в известный момент времени новым тенеобразующим предметом и получить… «из мухи слона».

источник:http://zreni.ru/1806-illyuzii-iskusstva-teney.html

Show More
Добавить комментарий