Франция. Золотой век. Куклы на старинных открытках.

Начало золотому веку французских кукол положили великолепно одетые парижанки. Они появились в 1860-1870 гг., после того как белые бисквитные куклы стали более реалистичны, приближаясь к копированию человека.Парижанки — специфическое французское явление, когда мастера-кукольники создавали своим куклам авторские, не похожие на других головки, а остальные детали могли принадлежать иным фирмам, как немецким, так и французским. Только Жюмо, Ромэ, Юре делали и головы, и тела кукол, и именно они вошли в историю как самые знаменитые творцы кукол. Одной из старейших мануфактур , производящих фарфоровых кукол считается предприятие Фернана Готье, основанное в Париже в 1860 г. В 1867 году он построил в Сен-Морисе фабрику фарфорового производства и запатентовал метод разрезания бисквитных голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. Леон Казимир Брю по праву носит титул «певца красоты», настолько хороши его куклы- легкоузнаваемые, романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, отрешенным ангельским выражением лица и тенью улыбки на губах. Всем своим видом они олицетворяли богатство, роскошь, элегантность, а куклу bebe с прелестным, потрясающе очерченным овалом лица называли одним из лучших созданий мастера.Жюмо стал автором многих патентов. Два из них — открывающиеся глаза и особое крепление суставов (шарик, входящий в паз) высоко ценились современниками. Жюмо экпериментировал со многими материалами: куклы набивались конским волосом, а конечности изготовлялись из кожи, дерева, фарфора. По сей день неясно, кто же принципиально изменил степень «детскости» выражения лица кукол. Bebe-малышки или иногда малыши, напоминающие маленьких детей в возрасте примерно восьми-двенадцати лет, — вышли из рук французских мастеров лишь во второй половине XIX века. Судя по всему, движущей силой изменения стиля стала конкуренция с немецкими кукольниками. Жюмо популяризовал новый облик куклы — портрет совершенно идеального ребенка.И куклы-дамы, и куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпах, с неприменными зонтиками.Дизайн костюмов наиболее дорогих кукол контролировала лично мадам Жюмо. Хотя классические парижанки выпускались только до конца 80-х годов. Европейцы восторгались изобретательностью французских мастеров, хотя очаровательные куколки порой вызывали у современников противоречивую реакцию. Многие полагали, что это игрушки для испорченных роскошью детей, а в России даже опасались, что девочки не смогут по настоящему проникнуться идеей материнства, и вообще видели лишь вред от привозных красавиц. По мнению педагогов, «каждая нарядная кукла делает одну девочку высокомерной, а сто других — завистливыми». Учитывая стоимость кукол, счастливая хозяйка скорее всего могла наслаждаться обществом своей парижской или немецкой красавицы лишь час-другой по воскресеньям. В 1885 году была основана фирма еще одного короля французского кукольного дела, Жюля Николая Штайнера. Мастер ввел в производство множество технических новаций. Он придумал шагающую куклу, которая двигалась при помощи колёсиков, спрятанных под картонной коробкой, а также скрытый за ухом механизм движения глаз.Изобретения сыпались как из рога изобилия и за пределами кукольного центра Европы. В Германии начали выпуск кукол с двуми лицами — веселое скрывалось под чепцом или капюшоном, а грустное приставало перед покупателем и наоборот. В Америке в 1860 году появилась шагающая кукла с причудливым греческим названием «Аутоперипатетикос». В 1871 году из композиции и воска был создан ползающий пупс, ловко перемещавшийся и поворачивающий голову. В 1893 году Т.Эдисон запатентовал фонографическую куклу: она говорила на трех языках и могла произнести 75 слов. Куклы научились пудриться, пускать мыльные пузыри, ездить на велосипедах. Кукла Ундина с пробковым наполнением весьма профессионально плавала кролем.

Франция. Золотой век. Куклы на старинных открытках.

Франция. Золотой век. Куклы на старинных открытках.

Франция. Золотой век. Куклы на старинных открытках.

Show More
Добавить комментарий