Екатерина II глазами кинематографа

Актрисы, воплотившие образ российской императрицы.

«Распутная императрица»

[center][i]реж. Джозеф фон Штернберг
США, 1934 год[/i][/center]

Одним из первых образ великой русской императрицы запечатлел голливудский режиссёр Джозеф фон Штернберг в псевдоисторическом фильме «Распутная императрица». Его картина не претендует на биографическую, события из жизни Екатерины II трактованы весьма вольно. Граф Алексей Разумовский (Джон Лодж) привозит в Россию невесту наследника престола Петра — немецкую принцессу Софию Августу Федерику (Марлен Дитрих), ставшую в православии Екатериной. Девушке не нравится солдафон Пётр (Сэм Джаффе), и она ищет утешения в объятиях Алексея, который направил свой взор на Елизавету (Луиза Дрессер). Роль императрицы на экране воплотила одна из самых блистательных женщин XX века, актриса, певица и секс-символ Марлен Дитрих, которая не раз признавалась, что влюблена в Россию.

«Екатерина Великая»

[center][i]реж. Гордон Флеминг
Великобритания, 1968 год[/i][/center]

О русской самодержице не раз снимали комедии. К примеру, в 1968 году в Великобритании вышел фильм, основанный на юмористической пьесе Бернарда Шоу, автора, который любил описывать исторических персонажей с большой долей иронии и сарказма. В экранизации ирландского классика Екатерина II хоть и представлена в неприглядном свете, но наделена великолепным чувством юмора. По сюжету императрица (Жанна Моро) положила глаз на приехавшего в Россию британского офицера Чарльза Эдстестона (Питер О’Тул). Поняв это, капитан старательно избегает с ней встречи.

«Капитанская дочка»

[center][i]реж. Павел Резников
СССР, 1978 год[/i][/center]

«Домашний» образ великой императрицы, который создал ещё Пушкин в повести «Капитанская дочка», в 1978 году воплотила на экране Наталья Гундарева. После разгрома пугачёвского бунта Петрушу Гринёва (Александр Абдулов) арестовывают за государственную измену, но отчаянное ходатайство Маши (Елена Проклова) перед Екатериной II в последнюю минуту спасает жениху жизнь. О том, что императрица в женщине не может простить «бунтовщика» Гринёва, но женщина в императрице может и прощает, снял телеспектакль советский режиссёр Павел Резников.

«Царская охота»

[center][i]реж. Виталий Мельников
СССР, 1990 год[/i][/center]

Одним из самых ярких воплощений самодержицы на экране можно считать роль Светланы Крючковой в фильме «Царская охота». Сюжетом к киноленте послужила небезызвестная история о внебрачной дочери Елизаветы Петровны — княжне Таракановой. В картине Виталия Мельникова нет ни одного положительного персонажа. И Екатерина (Светлана Крючкова), и граф Орлов (Николай Ерёменко), и Тараканова (Анна Самохина) преследуют исключительно свои цели, они лживы, лицемерны и жестоки.

«Молодая Екатерина»

[center][i]реж. Майкл Андерсон
США, 1991 год[/i][/center]

В 1991 году императрицу вновь сыграла голливудская актриса Джулия Ормонд. Фильм «Молодая Екатерина» получился не столько исторически достоверным, сколько развлекательным. Действие картины начинается в 1744 в немецком княжестве, где зрителей знакомят с молодой принцессой. Фильм Майкла Андерсона дважды номинировался на премию «Эмми», в том числе за великолепные костюмы, созданные отечественными мастерами, а музыку к нему написал выдающийся российский композитор Исаак Шварц.

«Виват, гардемарины!», «Гардемарины III»

[center][i]реж. Светлана Дружинина
СССР, 1991–1992 годы[/i][/center]

В 1991 году дочь примадонны отечественной эстрады Кристина Орбакайте удивила всех своим появлением в трилогии о гардемаринах. Певица выступила в образе немецкой принцессы Фике, которой суждено было стать российской императрицей. Выбор актрисы многим оказался непонятен, хотя бы потому, что самодержица была низкорослой брюнеткой, а Орбакайте — высокая блондинка. Во втором фильме современная звезда эстрады уже в качестве супруги престолонаследника участвует в шпионских играх: собирается передать прусской королеве сведения о русской армии.

«Сны о России»

[center][i]реж. Дзюнъя Сато
Япония/Россия, 1992 год[/i][/center]

«Сны о России» — фильм совместного российско-японского производства, основанный на реальных событиях. Японский корабль попал в бурю и был прибит к российскому берегу. Девять лет скитались моряки в надежде вернуться на родину. Удалось им это только после аудиенции с Екатериной Великой, роль которой исполнила французская актриса русского происхождения Марина Влади. Стоит отметить, что приключенческий художественный фильм снят довольно осторожно — авторы не хотели быть резкими в оценках исторических событий.

«Екатерина Великая»

[center][i]реж. Марвин Джей Чомски, Джон Голдсмит
Австрия/США, 1995 год[/i][/center]

Менее удачно с ролью императрицы справилась британская звезда Кэтрин Зета-Джонс, которая воплотила образ русской самодержицы в фильме «Екатерина Великая» 1995 года. По отзывам зрителей, у этих женщин, кроме имени, нет ничего общего. То же касается и других западных актёров, снявшихся в этой исторической драме. Зато фильм хвалят за красивые эротические сцены, что едва ли можно назвать достоинством картины, посвящённой одному из самых славных периодов российской истории, восхождению ко власти и правлению Екатерины Великой.

«Екатерина Великая»

[center][i]реж. Игорь Зайцев
Россия, 2014 год[/i][/center]

В 2014 году на российском телевидении вышло сразу два проекта, посвящённых Екатерине II. Один из них — работа Игоря Зайцева с Юлией Снигирь в главной роли. Фильм знакомит зрителей с историей становления личности самодержицы с момента её приезда в Россию на правах невесты Петра III (Павел Деревянко) и до восхождения на российский престол. Почти 20 лет дворцовых интриг, заговоров, борьбы за власть и личных драм описано в картине.

«Екатерина»

[center][i]реж. Александр Баранов, Рамиль Сабитов
Россия, 2014 год[/i][/center]

Одним из последних воплощений на экране образа императрицы стала работа «Екатерина», в 2015 году удостоенная телевизионной премии ТЭФИ как лучший сериал. Ещё одно подтверждение успеха — за всё время трансляции историческая сага удерживала верхнюю строчку телерейтинга. Режиссёр 12-серийного фильма Александр Баранов под руководством Владимира Меньшова познакомил зрителей с судьбой Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (Марина Александрова) до того, как она стала российской императрицей. Сериал получился особенно зрелищным: в каждом кадре великолепные костюмы той эпохи, причёски, предметы обихода и другие приметы времени.

Show More
Добавить комментарий