Будда -=333=-

Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, — рассказывал Будда, — покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам — практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, — все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он — «строитель дома»! Это Тришна — жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным…». Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками — последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» — великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».
Бу?дда (санскр. ?????, буквально — «пробудившийся», «просветленный») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)[1].
Содержание [убрать]
1 Значение и смысл понятия
1.1 Неединственность
1.2 Отличие от центральных фигур других религий
1.3 Отличие от других буддийских фигур
1.4 Общедоступность состояния будды
2 Будда Шакьямуни
3 Культурное значение
3.1 Скульптурные изображения Будды
3.2 Главные будды (в алфавитном порядке)
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Значение и смысл понятия[править]

Неединственность[править]
Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), по легенде живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы.
В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама-будда является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником был будда Дипанкара ruen, а будда, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Данный список из 24 будд перечислен в «Будцхавансе» или «Рассказах о буддах», которые являются частью неканонического сборника историй о жизни Будды Шакьямуни «Нидана-катхи»[2].
Согласно палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[3][4]. Также существует список из 28 будд прошлого ruen, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды.
Отличие от центральных фигур других религий[править]
Исторический Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»[5] или спасителя[6], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.
Отличие от других буддийских фигур[править]
Следует иметь в виду, что различия между буддийскими фигурами:
буддами,
бодхисаттвами (существами, взявшими на себя миссию пробуждения сознания всех существ),
дхармапалами (защитниками учения и его носителей),
дакини (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
йидамами (медитационными формами будд),
богами (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
и другими, —
не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами, — для буддистов и буддологов очевидны и важны.
Общедоступность состояния будды[править]
Блаженство пробужденного состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком[7]. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадет головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни[7]:
(с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
(с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.
Будда Шакьямуни[править]

Основная статья: Будда Шакьямуни

Будда в греко-буддийском стиле I—II вв. Гандхара (современный Пакистан). (Стоящий Будда в Национальном музее Токио).

Голова Будды. Национальный музей Индии.
В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.
Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как Махавасту, Лалитавистара, Ниданакатха, Буддхачарита, Абхинишкраманасутра[8]. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джатака», составленный около II века до н. э. на языке пали.
Культурное значение[править]

Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Скульптурные изображения Будды[править]

Будда

Статуя Будды в Японии

«Большой Будда»

Еще одна скульптура Будды

Маленькая фигурка Будды

Дваравати Будда

Главные будды (в алфавитном порядке)[править]
Акшобья
Амитабха
Амогхасиддхи
Будда Гаутама
Будда Самантабхадра
Ваджрадхара
Вайрочана
Майтрея
Ратнасамбхава
Самвара
См. также[править]

Логотип Викисловаря В Викисловаре есть статья «Будда»
Дхьяни-будды
Второй Будда
Семь будд прошлого
Архат
Бодхисаттва
Авалокитешвара
Категория:Будды
Патриархи чань
Будда в индуизме
Примечания[править]

^ 1 2 Степанянц, 2011, с. 171
^ Андросов, 2001, с. 55—56
^ Ермакова, 2004, с. 68
^ Leiden, J.Ph. Vogel. THE PAST BUDDHAS AND KAA’SYAPA IN INDIAN ART AND EPIGRAPHY. \\ Asiatica vol.65, 1954.
^ Лысенко, 2003, с. 8—9
^ Бернюкевич, 2009, с. 34
^ 1 2 Торчинов, 2000, с. 24
^ Жуковская, 1992, «Личность основателя буддизма»
Литература[править]

Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2
Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика)
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8
Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9
Ссылки[править]

Будды / Ю. Н. Рерих «Тибетская живопись»
Буддийская скульптура из Китая: фотографии

Show More
Добавить комментарий