Большой Кремлёвский дворец

Большой Кремлёвский дворец, месторасположение, история

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов — Д.Н. Чичаловым, П.А. Герасимовым, А.Н. Бакаревым, Ф. Рихтером и другими — под руководством К.А. Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. На этом месте ранее стоял дворец XVIII века, построенный архитектором В. Растрелли.

Большой Кремлёвский дворец

Наружный фасад Большого Кремлёвского Дворца

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные.

Большой Кремлёвский дворец

[h2]
Центр здания Большого Кремлёвского Дворца[/h2]

В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. Затем идет открытая площадка, на которой установлен флагшток. До 1917 года на кокошниках трибуна висели двуглавые орлы, а выше их — гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль с полированными колоннами из сердобольского гранита.
[h2]
Георгиевский зал дворца[/h2] — один из самых красивых и впечатляющих. Он назван так в честь Ордена св. Георгия Победоносца, высшего и наиболее почитаемого ордена в русской армии. Орден был учрежден в 1769 г. для награждения генералов и офицеров. Девиз ордена: «За службу и храбрость».

Среди многочисленных орденов звезд, представленных здесь, расположены мраморные доски, на которых высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тыс. фамилий офицеров и генералов, удостоенных этой высшей военной награды. Среди них имена фельдмаршалов Александра Суворова и Михаила Кутузова, генерала Петра Багратиона, адмирала Федора Ушакова и адмирала Павла Нахимова.

Самый большой парадный зал Кремлёвского Дворца — Георгиевский

Георгиевский зал — самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сочетание белого цвета с золотом создает ощущение торжественности своей простотой. Мощные пилоны поддерживают сводчатый потолок, украшенный лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Все восемнадцать пилонов увенчаны мраморными статуями (скульптор Иван Витали) — аллегорически символизирующими области и царства, составляющие многонациональное государство. Конструктивно каждый пилон состоит из высокой полой цинковой колонны, украшенной лепниной и увенчанной капителью Коринфского ордера. На южной и северной стенах — барельефы с изображением св. Георгия и змея (скульптор Павел Кладш). Паркетный пол напоминает исполинский узорчатый ковер. Пол выложен узором из более чем 20 различных пород дерева — березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. По вечерам зал освещают шесть бронзовых золоченых ажурных люстр . Каждая весом 1300 кг. и 40 настенных светильников. Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 г. здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Первого в мире космонавта — Юрия Гагарина чествовали в Георгиевском зале. В этом зале проводятся многие международные конференции, устраиваются дипломатические и правительственные приемы и другие торжественные мероприятия, а также церемонии награждения орденами и медалями.

[h2]
Орден св. Владимира был назван в честь одного из первых русских князей.[/h2] Орден был учрежден в 1782 г. в качестве награды за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена — «Польза, честь и слава». Восьмигранный по планировке двусветный зал св.Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол.

[h2]
Залы и палаты Большого Кремлёвского Дворца[/h2]

Стены и пилястры облицованы розовым по цвету мрамором . Владимирский зал ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлевского дворца. Вечером зал освещается огромной люстрой из золоченой бронзы. Узор паркетного пола сложен из образцов различных древесных пород. Зал св.Владимира является своеобразным центром дворцового ансабля.

Интерьеры Собственной половины

Налево по коридору идет анфилада комнат — так называемая Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца и в то же время им свойственны интимность и домашний уют. В отделке Собственной половины архитекторы и художники использовали приемы и декоративные элементы стиля барокко, рококо, классицизма. В чередовании стилей интерьеров нет исторической закономерности. Каждая из семи комнат — Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет императора, Приемная — выдержаны в своем стиле и представляют художественное целое. Пространство на Собственной половине членится столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет своеобразие каждого помещения.

Столовая Большого Кремлёвского Дворца

Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе». Устройству интерьеров Большого Кремлевского дворца уделялось большое внимание, поэтому архитекторы Ф.Ф. Рихтер, Н.И. Чичалов и В.А. Бакарев тщательно разрабатывали рисунки не только архитектурной отделки помещений, лепных деталей, росписи, но и дверей, мебели, канделябров, каминов, лестничных решеток и люстр. Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы — часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы; они были заказаны специально для Большого Кремлевского дворца.

[h2]
В Гостиной, Будуаре, Кабинете и Спальне императрицы[/h2] — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Все они имеют изогнутые очертания. Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.
[h2]
Главное украшение Гостиной[/h2]

Главным украшением Гостиной являются изделия из фарфора — вазы, торшеры, люстра, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Искусством лепки цветов из фарфора славились русские мастера императорского фарфорового завода в Петербурге. В Кабинете императрицы обнаруживаются черты нарочитой декоративности. Господствующим является здесь темно-малиновый цвет, он, как и все в комнате, созвучен духу интерьера французских дворцов конца XVII — начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши. Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные нам мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Ни одна дверь Большого Кремлевского дворца не повторяет выбранного узора, а все вместе они — это подлинные произведения искусства. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.

Парадная лестница БКД

Из вестибюля на второй этаж дворца ведет широкая парадная лестница из ревельского камня. Ее обрамляют стены из прекрасного искусственного мрамора. На втором этаже по обе стороны главной лестницы десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки — галереи.Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А.Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в зал заседаний. Перед лестницей вход в аванзал. По бокам входа стоят две хрустальные вазы в бронзовой позолоченной оправе работы мастеров Петербургского завода. Их высота — 3 метра. Огромные двери высотой 5 метров выполнены из орехового дерева без единого гвоздя и без клея. Они представляют собой замечательный образец работы русских краснодеревщиков.

Зал Заседаний — самый большой зал дворца

. Он расположен рядом с Георгиевским залом. Двусветные окна его выходят к Москве-реке. Белые стены, расчлененные пилястрами, потолок с подсветом придают залу торжественность и деловой облик. Мебель сделана из полированного орехового дерева. Зал создан в 1933-1934 годах по проекту архитектора И.А. Иванова — из двух залов дворца XIX века — Андреевского и Александровского. Площадь зала заседаний 1615 квадратных метров, высота 18 метров. Одновременно в нем может разместиться до 3 тысяч человек. Места, расположенные в партере, снабжены специальной радиоаппаратурой, позволяющей слушать выступления ораторов на 30 языках. Балкон предназначен для приглашенных гостей; слева и справа от него находятся ложи прессы, вдоль северной стены тянутся ложи представителей дипломатического корпуса.

[h2]
Еще один зал — Екатерининский — расположен на Парадной половине дворца.[/h2] В прошлом он был тронным залом русских императриц. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Екатерининский зал получил свое название в честь единственного женского ордена в России — святой Екатерины, учрежденного Петром I в 1714 году. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Стены затянуты муаром светло-серого цвета с красивой каймой — это цвет орденской ленты. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорам из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев. Крестовые своды и карнизы украшает лепной золоченый орнамент. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения, с большым художественным вкусом выполненные русскими мастерами. Освещают его бронзовые золоченые люстры и необычные по устройству и красоте шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Паркет зала представляет большую художественную ценность за счет великолепного подбора дерева и высокого качества работы. Орнамент паркета был разработан академиком Ф.Г. Солнцевым. Композиция его особенно декоративна, насыщена сложными сочетаниями геометрического и растительного орнамента.

В Парадной половине Большого Кремлевского дворца за Екатерининским залом следуют бывшие

царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня

, ныне представляющие собой своеобразные музеи декоративно-прикладного искусства XIX века. Интерьер Парадной опочивальни исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.

Завершает Парадную половину Ореховая гардеробная

, стены и потолок которой облицованы панелями орехового дерева. Это работа московского мастера — К. Герца. Освещает гардеробную люстра, вырезанная из алебастра; ее украшает гравированный узор. Форма люстры напоминает античные образцы, подражание которым было модным явлением в искусстве первой половины XIX века.

Show More
Добавить комментарий