Sony PlayStation 4,

PS4 (яп. プレイステーション 4 Пурэйсутэ:сён Фо:?) — игровая приставка восьмого поколения от фирмы Sony, четвёртая в семействе стационарных игровых систем «PlayStation». Официальный анонс PlayStation 4 состоялся на конференции PlayStation Meeting 2013 20 февраля 2013 года, показ приставки состоялся на выставке Е3, продажи начались в ноябре 2013 года[5].

Sony PlayStation 4,

Консоль позиционируется компанией именно как игровая приставка для игр и геймеров, что несколько расходится с текущей тенденцией на рынке, согласно которой приставки продвигаются как домашний медиацентр (Microsoft Xbox One, Valve Steam Machines)[6]. Консоль работает под управлением операционной системы Orbis, являющейся модифицированной версией FreeBSD 9.0[7].

Sony PlayStation 4,

Слухи о работе над новой приставкой семейства PlayStation появились практически сразу же после выхода PlayStation 3. Например, уход Фила Харрисона (англ. Phil Harrison) с поста руководителя SCE Worldwide Studios в феврале 2008[8] года позже связали именно с тем, что началось планирование нового цикла работы над следующей приставкой, а сам Харрисон хотел чего-то другого, нового[9].

В 2009 году в гонке под названием «Кто первым выпустит новую консоль» (именно поэтому чаще всего в новостях о новых консолях фигурируют названия обеих фирм, являющихся прямыми конкурентами) фаворитом считалась компания Microsoft, так как по мнению экспертов компания компенсировала практически все затраты на консоль Xbox 360 и уже готовит что-то новое, на что игроки перейдут с текущей приставки. В списке проблем PlayStation 3 указывалось слишком малое количество пользователей и всё ещё высокая цена, которая не способствует её массовому распространению[10]. Ближе к концу 2011 года ситуация поменялась, и аналитики прогнозировали более скорое появление консоли от Sony чем от Microsoft, но в этот раз причины смены прогноза не были озвучены[11].

В феврале 2010 года CEO Sony Джек Треттон (англ. Jack Tretton) в одном из интервью заявил[12], что новая консоль от компании не появится до тех пор, пока кто-то не изобретёт технологию, которую не сможет осилить PlayStation 3:

Мы только перешагнули трехлетний рубеж с PlayStation 3 и набираем обороты. Я не думаю, что кто-то говорит о пятилетнем цикле и задаёт вопросы о том, что же будет дальше. Честно говоря, я не знаю, что может быть лучше PlayStation 3 в техническом плане в ближайшем будущем… …мне часто задают вопрос «Когда же мы увидим PlayStation 4?», ответ на него такой — когда кто-нибудь создаст что-нибудь такое, что мы не сможем воспроизвести на PlayStation 3
Одним из дополнительных продуктов, который возможно рассматривался компанией как средство продления актуальности PlayStation 3, стал контроллер PlayStation Move, вышедший в 2010 году и превносящий новые возможности и способы управления и взаимодействия с играми. В то же время выход был по-разному оценен специалистами. Одни из них считали, что данный инновационный контроллер позволит продлить жизнь текущего поколения приставок, другие же остались при мнении, что контроллеру удастся продемонстрировать некий положительный толчок в продажах, но глобально не повлияет на жизненный цикл приставок[13].

В июле 2010 года представитель Sony в одном из интервью заявил, что компания работает над разработкой нового «железа». Деталей сообщено не было, поэтому данное заявление некоторые приняли как признание в том, что работа над PlayStation 4 уже ведётся, а некоторые — как подтверждение работы над следующей версией консоли PSP, в то время называемой PSP 2, а в итоге оказавшейся PlayStation Vita[14].

В начале 2011 года Каз Хирай (англ. Kaz Hirai) в одном из интервью японскому журналу заявляет[15]:

Что касается домашних консолей, то PlayStation 3 вышла в 2006 году и наш жизненный цикл для неё составляет 10 лет… …Это значит, что мы не прошли ещё и половину пути, и впереди ещё много прекрасных игр. По моему мнению значимость и привлекательность PlayStation 3 будет продолжать расти, поэтому PlayStation 4 на текущем этапе мы даже не обсуждаем и не говорим о ней. Я вам советую сосредоточиться на мысли, что PlayStation 3 и NGP это взаимовыгодное партнёрство
.

Аналитики же изначально были склонны придерживаться того же мнения, прогнозируя презентацию новой приставки от Nintendo на выставке E3 2011 года, так как Wii на то время оставалась единственной приставкой не поддерживающей HD, а ожидания анонсов от Sony и Microsoft отложить ещё года на 2-3[16]. Спустя несколько месяцев, в конце весны 2011 года, обсуждая финансовый отчет компании за 2010 финансовый год, в котором было замечено значительное увеличение расходов компании на исследования и разработки[17], вице-президент Sony Масару Като (англ. Masaru Kato) заявил: «Что касается оборудования для дома, то у PlayStation 3 жизненный цикл ещё не окончен. Но мы работаем в бизнесе игровых консолей, поэтому наши инженеры уже работают над следующей консолью, которая, я не могу сообщить когда, увидит свет. Именно эти цифры вы и видите в отчете.»[18]. Поднявшийся ажиотаж вокруг этого заявления вынудил Sony сделать дополнительное заявление спустя несколько дней: под следующей консолью подразумевалась карманная игровая приставка NGP, а не PlayStation 4[19]. После сбывшегося прогноза аналитиков и презентации Wii U на E3 2011 года Джек Треттон (англ. Jack Tretton) заявил: «PlayStation 3 сейчас на коне и по моему мнению сейчас невозможно сделать что-то такое, что превзойдёт нашу приставку. То, что мы видим сейчас, это наши конкуренты, добавляющие в свои устройства новые возможности, которые у нас давно уже есть. Я не увидел ничего такого в презентации от Nintendo, что заставило бы меня подумать: „О, это здорово, нам надо начать работу над чем-то похожим“, моё ощущение было таким: „Вы хотите представить развлекательный центр с поддержкой HD? Добро пожаловать на вечеринку, на которой мы с 2006 года“»[20]. Различные слухи в игровой индустрии предсказывали совершенно разные даты анонсов и выпуска новой консоли, в датах фигурировал и 2014 год (данную версию поддержала крупнейшая розничная сеть по продаже игровых консолей, видео игр, игровых аксессуаров для PC и игровых консолей GameStop[21]), объясняемый желанием Sony получить максимальную прибыль от PlayStation 3[22], и 2013, если компания почувствует повышенный спрос на смену поколения, и конец 2012 года в виде года начала производства новых консолей силами Foxconn и Pegatron Technology[23]. Аналитики же в своих прогнозах от конца 2011 года называли в качестве наиболее вероятной даты обновления консоли 2014 год, но допускалась и возможность наступления этой даты в 2013 году[11].

В ноябре 2011 года в интервью ресурсу Eurogamer руководитель PlayStation Europe Джим Райан (англ. Jim Ryan) говорит, что выпуск новой консоли компании существенно позже новой консоли от Microsoft крайне нежелателен, но при этом замечает, что ещё многое не сделано для того, чтобы списывать со счетов PlayStation 3[24].

В начале 2012 года в сети ходят слухи о презентации новых консолей на выставке E3 2012 года[25]. Почти сразу же в одном из интервью, посвященному японскому запуску PlayStation Vita, поступает официальный комментарий от Энди Хауса (англ. Andy House), представителя компании, в котором говорится, что Sony не собирается поддерживать и комментировать слухи о PlayStation 4, а намеревается заниматься поддержкой PlayStation 3 в течение всего жизненного цикла приставки. В пример был приведён жизненный цикл PlayStation 2, который оказался намного длиннее чем планировалось изначально. В качестве дополнительной функциональности, которую компании хотелось бы представить в своей новой консоли, назывались потоковые игры, которые не требуют наличия оптического привода, но существующие технологические барьеры не позволяют пока в полной мере реализовать данную функциональность[26]. Каз Хирай (англ. Kaz Hirai) пошел несколько дальше, заявив, что на E3 2012 Sony не планирует никакого анонса нового железа: «Энди абсолютно прав, мы не собираемся ничего анонсировать в этом году на E3… …Я всегда говорил, что жизненный цикл PlayStation 3 составляет 10 лет, и я не вижу причин пересматривать это правило»[27]. В конце января 2012 года руководитель французского подразделения Sony Филипп Кардон (англ. Philippe Cardone) намекнул, что возможно его компания будет последней из списка большой тройки, которая анонсирует что-то новое: «Wii сейчас находится под давлением, так как спрос на эти консоли падает. Мы в данном случае испытываем намного меньший дискомфорт, так как PlayStation 3 была нами запущена позже всех и скорее всего мы позже всех и анонсируем обновление линейки»[28]. Такую же точку зрения озвучил Джек Треттон (англ. Jack Tretton) в интервью IGN в феврале 2012: «Мы сфокусированы на PlayStation 3 и на PlayStation Vita, пока никаких разговоров о новой консоли»[29].

В ходе одного из интервью на выставке E3 2012 Джек Треттон высказался о планах компании на новую консоль: «Наша задача не быть тут первыми или предлагать самое дешевое решение. Наша цель — быть лучшими. И если вы хотите предоставить публике действительно хорошую машину, то её изготовление займёт больше времени. В идеальном мире вашей целью было бы выпустить самую мощную приставку первым и по самой низкой цене, но для нас главное — создать самую лучшую консоль»[30]. Руководитель же американского подразделения Sony Worldwide Studios Фил Харрисон (англ. Phil Harrison) в ходе этой же выставки подтвердил, что игры для новой консоли уже находятся в разработке[31].

В начале ноября 2012 года представитель Sony заявил, что говорить об окончании срока жизни текущего поколения консолей ещё рано хоть технический потолок для них уже и достигнут. Жизненный цикл будет продлеваться путем добавления новых сервисов[32]. В это же время появляется информация, что dev kit уже поставляется разработчикам для ознакомления и тестирования[33] совместно с прототипами консоли на основе решения от AMD[34].

Один из топ-менеджеров Sony Хироси Сакамото (англ. Hiroshi Sakamoto) в интервью ресурсу Chilean news в ответ на вопрос о появлении новых консолей ответил: «Это всё ещё большой секрет, но наши друзья по PlayStation уже готовятся. Могу только сказать, что мы нацелены на посвященное играм мероприятие E3 в июне, анонс может произойти там, а может быть и раньше — в мае»[35]. А Каз Хирай в одном из интервью The Times в конце января 2013 года намекнул, что японская консоль будет показана позже американской. В ответ на вопрос о цикле жизни консолей он ответил: «Зачем показывать что-то первыми, ведь конкуренты таким образом узнают твои спецификации и могут сделать своё решение более мощным?»[36].

14 февраля 2013 года в Сети появляется (впервые изображение появляется на ресурсе Destructiod) фотография, на которой, как утверждается, изображен новый контроллер PlayStation 4, подключенный к dev kit. Позже уточняется, что снимок подлинный, но на фотографии — один из ранних прототипов нового геймпада[37]. Ещё одна фотография нового контроллера была опубликована на следующий день[38]. Технические характеристики и внешний вид dev kit становятся доступны общественности в середине июля 2013 года[39][40].

19 февраля 2013 года компания Sony зарегистрировала за собой право на использование доменов PlayStation-Cloud.com, PlayStation-Cloud.org и PS-Cloud.net, которые по всей видимости будут использоваться облачными сервисами Gaikai[41].

SCE Santa Monica за день до презентации разместила в своём twitter-журнале сообщение: «Что наше будущее нам готовит завтра? Мы слышали, что Ящик Пандоры может быть опять открыт в прямом эфире на сцене, это было бы великолепно» (англ. What does our future hold for tomorrow? We heard they may open Pandoras Box (again) live on stage, that would be AWESOME #playstation2013).20 февраля 2013 года PlayStation 4 на мероприятии PlayStation Meeting 2013 была официально представлена публике. Трейлер новой приставки выпущен днём позже[42].

21 февраля 2013 года руководитель Sony Computer Entertainment Europe Джим Райан заявил о том, что платный сервис PSN Plus будет играть важную роль на новой консоли, являясь ключевым элементом её развития.[43], в частности для продвижения инди-игр[44].

26 февраля 2013 года Sony объявляет, что увидеть и поиграть на PlayStation 4 можно будет до ноября, когда запланирован выход консоли в продажу, на большинстве крупных игровых мероприятий в 2013 году[45].

10 марта 2013 года Sony подаёт заявку на регистрацию торговой марки PS4[46].

27 марта 2013 года в ходе выставки Game Developers Conference Sony проводит презентацию PlayStation 4 и представляет публике возможность ознакомиться с DualShock 4, выставляя его для общего доступа[47].

В конце апреля 2013 года Марк Серни (англ. Mark Cerny), являющийся главным архитектором новой консоли Sony, в большом интервью ресурсу Gamasutra рассказал об истории создания[48].

Консоль позиционируется компанией именно как игровая приставка для игр и геймеров, что несколько расходится с текущей тенденцией на рынке, согласно которой приставки продвигаются как домашний медиацентр (Microsoft XBox One, Valve Steambox). Так, например, первые эскизы архитектуры PS4 были изготовлены в ноябре 2007 года (Марк помнит, что это было в районе праздника Дня Благодарения). Марк как раз закончил изучать историю развития x86 архитектуры процессора и решил, что она подходит для следующей приставки компании, так как позволит разработчикам создавать качественные игры без дополнительных препятствий со стороны железа, с которыми студиям приходилось сталкиваться при работе с Cell-архитектурой PlayStation 3. Из-за особенностей архитектуры PlayStation 4 (например, наличие общей сверхбыстрой памяти, которую может использовать как CPU, так и GPU), отличающейся от той, к которой привыкли при написании кода для PC, ожидается, что изначально разработчики не смогут использовать весь потенциал консоли, так как при создании игр будет использоваться традиционный PC-подход, в то время как есть более продуктивный, который можно использовать в PS4. О полной адаптации и возможности извлекать максимум производительности из приставки можно будет говорить примерно в середине жизненного цикла[49].

1 мая 2013 года объявлено, что в ходе выставки GameStop Expo, проводимой в августе 2013 года компанией GameStop, посетителям будет представлена возможность поиграть в демо-версии игр для консоли PS4 и увидеть её внешний вид[50].

На E3 2013 в ходе презентации Sony был впервые продемонстрирован внешний вид консоли, объявлена цена продажи ($399)[51] (консоль становится доступна для предзаказа в тот же день[52]), дата выхода — Рождественские каникулы[53], заявлено, что в 2014 году сервисы Gaikai будут запущены на PS4 для возможности играть в PS3 игры из облака[54], подтверждено отсутствие ограничений на распространение и использование уже купленных игр, отсутствие требования обязательного подключения к Интернет[55] (консоль имеет возможность осуществлять вычисления в облаке, но использование этой возможности было решено сделать необязательным, чтобы избежать появления требования обязательного подключения к сети. Разработчики игр могут сами решать использовать облако или нет[56]) и необходимости находиться в том же регионе, на территории которого игра была приобретена[57]. Впервые в истории PlayStation многопользовательская игра становится платной (исключениями являются игры PlanetSide 2 и DC Universe Online[58]), только обладатели платной подписки PSN Plus получают возможность играть по сети с другими игроками, у тех же, кто такой подпиской не обладает, остаётся возможность играть в одиночную кампанию. Существующие подписки PSN Plus будут распространяться на PS4 когда приставка поступит в продажу, то есть игрокам, которые уже обладают активной подпиской, не придётся платить дважды при смене консоли с PS3 на PS4[59]. Стоимость PSN Plus подписки для обладателей PS4 не изменится и останется на прежнем уровне для всех территорий. Доступ к видео сервисам не требует наличия PSN Plus подписки[60], также PSN Plus не требуется для установки обновлений[61] и записи/трансляции игрового процесса в Интернет[62]. Sony отдельно выпускает видео, в котором объясняются нововведения в подписке PSN Plus[63]. Необходимость введение платы за мультиплеер Sony объясняет тем, что сеть растёт (количество PS Plus подписчиков в частности) и развитие становится всё более расходной статьёй для компании[64]. В ходе этой же выставки продемонстрирована коробка, в которой приставка PlayStation 4 будет доступна в розничной продаже[65] (в конце июня 2013 года в сеть попадет изображение с содержимым коробки[66]).

Интересным является то, что при первом включении консоли (купленные в США и Европе) не будут доступны функции воспроизведения Blu Ray/DVD, многопользовательский режим игр, удаленная игра на PS Vita (прошивка этой консоли обновляется до поступления PS4 в продажу для поддержки заявленных функций[67], продемонстрирован процесс удалённой игры в Assassin’s Creed IV и Battlefield 4[68][69], хотя сама компания считает, что для игр, в которых нужна быстрая реакция на происходящие события использование PS Vita в качестве дополнительного экрана может быть не очень эффективным из-за наличия лага[70]), запись игрового процесса и некоторые другие. Для включения данных функций консоль необходимо подключить к сети Интернет и установить обновление, которое будет доступно 15 ноября 2013 года. Консоли же, которые поступят в продажу в Японии, уже будет содержать обновлённую прошивку, поддерживающую данные функции[71][72]. А вот поменять фоновый рисунок нельзя будет и после установки патча[73]. Изначально Sony не планировала в принципе поддерживать в новой консоли и возможность проигрывания аудио-CD и MP3-файлов[74], но из-за реакции сообщества пообещала добавить эти функции в одном из следующих обновлений прошивки[75].

21 июня 2013 года Sony объявляет рекомендуемую стоимость консоли для России — 17 990 рублей[76].

За неделю до начала продаж PlayStation 4 компания Sony опубликовала видео, показывающее содержимое коробки с приставкой, и видео, показывающее строение приставки, — Ясухиро Оотори (англ. Yasuhiro Ootori), директор департамента инжениринга Sony, собственноручно разобрал консоль, продемонстрировав её компоненты[77][78].

7 ноября 2013 года Sony публикует список цифровых сервисов, поддерживаемых консолью с первого дня запуска (действительно на территории США): Amazon Instant Video, Crackle, EPIX, Hulu Plus, NBA Game Time, Netflix, NHL GameCenter LIVE, Redbox Instant by Verizon, VUDU, YuppTV
В конце мая 2012 года появилась информация о том, что Sony рассматривает возможность покупки компании OnLive или Gaikai, которые являются ведущими компаниями по предоставлению облачных игр[80]. Стоит заметить, что руководитель по выпуску продуктов в Gaikai Нани Ривс (англ. Nanea Reeves) в январе 2012 года заявил, что не у всех сейчас существующих производителей консолей будет приставка следующего поколения, и пообещал больше подробностей на выставке E3 2012[81].

31 мая 2012 года Gaikai начала рассылать приглашения на презентацию, обозначая её предмет как что-то, что потенциально изменит будущее видео игр, консолей и как люди играют в игры[82]. Одновременно с этим появились слухи, которые логически связали с информацией о возможном приобретении OnLive или Gaikai: Sony допускает, что следующая консоль будет поддерживать только загружаемые игры и привода для оптических дисков в ней не будет[83][84], а приобретение компании с огромным опытом в облачных технологиях для игр позволит осуществить обратную совместимость со старыми играми для прошлых консолей от Sony[85]. Руководящие же представители компании заявляли, что поддержка розничного рынка для распространения игр для консолей следующего поколения является обязательным[86]. В итоге «большим анонсом», о котором говорили Gaikai, оказалось сотрудничество с Machinima.com: Gaikai будет хранить видео, подготавливаемые ресурсом, на своей платформе, ресурс, видимо, больше не будет использовать для своих нужд YouTube[87]. Руководитель же Gaikai Дейв Перри (англ. Dave Perry) опроверг слухи о приобретении своей компании Sony и об облачных играх для приставки этой компании, заявив: «Я встречался с представителями большой тройки с самого начала и хочу вам сказать, что они слушают и хотят понимать, что происходит в нашей сфере. Честно, я не могу представить консоль будущего без облачных технологий. Они могут откладывать их внедрение сколько угодно долго, но без этого никуда. Думаю, что у всех трех появится облако»[88].

Развитие истории отношений Sony и Gaikai получила в начале июля 2012 года, когда официально объявлено — игровое подразделение компании Sony приобрела Gaikai за 380 млн долларов США[89]. До этого в конце июня того же года стало известно, что Gaikai хочет перестать быть частной компанией и стать подразделением какой-нибудь более крупной структуры, планируя выручить порядка 500 млн долларов США за продажу[90], что возможно связано с вялым притоком инвестиций — с 2010 года в компанию было инвестировано всего 45 млн долларов США[91]. Sony же называет это приобретение «инвестицией в будущее», так как Интернет всё ещё недостаточно быстр даже в самых развитых регионах. Подтверждено, что уже ведётся какая-то работа в направлении использования сервисов Gaikai в консоли Playstation[92] (хотя спецификация другого «железа» от Sony всё ещё предполагает интеграцию с сервисами Onlive[93]). Дейв Перри (англ. Dave Perry) же считает, что облачные технологии дают возможность большим компаниям, которые не заняты в игровом бизнесе, приобщиться к успеху больших игр, таких, например, как игры серии Call of Duty[94]. Отдельно Перри отметил смещение акцентов в сторону развития консольного направления в облачных технологиях, которые до этого концентрировались на работе с PC платформой, избегая взаимодействия с приставочным миром[95]. О приобретении GaiKai положительно отозвался представитель OnLive, заявив, что данная сделка показывает, что облачные технологии (и облачные игры в частности) признаются крупными игроками и открывают большие возможности для компаний, использующих и разрабатывающих их[96].

11 октября 2012 года дизайн сайта Gaikai обновился, демонстрируя на заднем фоне изображения из эксклюзивных для Playstation игр: Uncharted 2: Among Thieves, LittleBigPlanet 2, God of War, Killzone 3, что означает — подготовка к скорому запуску сервисов Gaikai на платформе Playstation не за горами[97]. Возможно, что в каком-то виде они станут доступны уже на PS3[98]. В марте 2014 года список обновлён, появляются обложки игр The Last Of Us, Farcry 3, Uncharted 3: Drake’s Deception[99].

7 января 2014 года Sony официально анонсирует сервис PlayStation Now, который позволит в первой своей версии играть в игры, предназначенные для PS3, на консоли PS4, а позже — и на PS Vita, телевизорах Bravia 2014 года выпуска, а позже и на другие устройства, производителями которых является не только Sony[100]. Платформа PlayStation Now построена на основе технологий Gaikai. Сервис будет запущен в бета-версии для пользователей США в январе-феврале 2014 года, полноценный же запуск запланирован на лето 2014 года[101]. Технология впервые продемонстрирована в действии на выставке CES 2014, из облака можно было поиграть в игры The Last of Us, God of War: Ascension, Beyond: Two Souls и Puppeteer (игры воспроизводились специальным телевизором Bravia без использования консоли). Хоть технология и находилась на стадии разработки у журналистов остались только положительные впечатления: минимальный лаг, такая же графика, как на PS3, отсутствие дополнительных компонентов (не было консоли)[102]. Сама же Sony говорит, что новая платформа поможет создателям хороших игр быть более успешными[103], но она не заменит модель, по которой работает компания, а расширит её, так как её основа — предоставление контента, который пользуется популярностью, то есть — расширение аудитории пользоваталей с разными устройствами (не только от Sony)[104]. Некоторые же аналитики посчитали, что платформа PlayStation Now не имеет большого будущего, так как издателям невыгодно распространять через неё свои новые игры — это ударит по продажам этих игр на физических носителях и их цифровых версиях. Существует мнение, что издатели будут готовы отдавать в PlayStation Now только старый контент (от 2 лет и старше), основные продажи которого уже осуществлены[105]. Так же было высказано сомнение, что Sony может позволить себе платить за доступность нового контента столько, сколько хотят получать издатели, — это слишком дорого для компании в её текущем состоянии[106].

Show More
Добавить комментарий