PlayStation 4

Слухи о работе над новой приставкой семейства PlayStation появились практически сразу же после выхода PlayStation 3. Например, уход Фила Харрисона (англ. Phil Harrison) с поста руководителя SCE Worldwide Studios в феврале 2008[8] года позже связали именно с тем, что началось планирование нового цикла работы над следующей приставкой, а сам Харрисон хотел чего-то другого, нового[9].

В 2009 году в гонке под названием «Кто первым выпустит новую консоль» (именно поэтому чаще всего в новостях о новых консолях фигурируют названия обеих фирм, являющихся прямыми конкурентами) фаворитом считалась компания Microsoft, так как по мнению экспертов компания компенсировала практически все затраты на консоль XBox 360 и уже готовит что-то новое, на что игроки перейдут с текущей приставки. В списке проблем PlayStation 3 указывалось слишком малое количество пользователей и всё ещё высокая цена, которая не способствует её массовому распространению[10]. Ближе к концу 2011 года ситуация поменялась, и аналитики прогнозировали более скорое появление консоли от Sony чем от Microsoft, но в этот раз причины смены прогноза не были озвучены[11].

В феврале 2010 года CEO Sony Джек Треттон (англ. Jack Tretton) в одном из интервью заявил[12], что новая консоль от компании не появится до тех пор, пока кто-то не изобретёт технологию, которую не сможет осилить PlayStation 3:

Мы только перешагнули трехлетний рубеж с PlayStation 3 и набираем обороты. Я не думаю, что кто-то говорит о пятилетнем цикле и задаёт вопросы о том, что же будет дальше. Честно говоря, я не знаю, что может быть лучше PlayStation 3 в техническом плане в ближайшем будущем… …мне часто задают вопрос «Когда же мы увидим ?», ответ на него такой — когда кто-нибудь создаст что-нибудь такое, что мы не сможем воспроизвести на PlayStation 3
Одним из дополнительных продуктов, который возможно рассматривался компанией как средство продления актуальности PlayStation 3, стал контроллер PlayStation Move, вышедший в 2010 году и превносящий новые возможности и способы управления и взаимодействия с играми. В то же время выход был по-разному оценен специалистами. Одни из них считали, что данный инновационный контроллер позволит продлить жизнь текущего поколения приставок, другие же остались при мнении, что контроллеру удастся продемонстрировать некий положительный толчок в продажах, но глобально не повлияет на жизненный цикл приставок[13].

В июле 2010 года представитель Sony в одном из интервью заявил, что компания работает над разработкой нового «железа». Деталей сообщено не было, поэтому данное заявление некоторые приняли как признание в том, что работа над уже ведётся, а некоторые — как подтверждение работы над следующей версией консоли PSP, в то время называемой PSP 2, а в итоге оказавшейся PlayStation Vita[14].

В начале 2011 года Каз Хирай (англ. Kaz Hirai) в одном из интервью японскому журналу заявляет[15]:

Что касается домашних консолей, то PlayStation 3 вышла в 2006 году и наш жизненный цикл для неё составляет 10 лет… …Это значит, что мы не прошли ещё и половину пути, и впереди ещё много прекрасных игр. По моему мнению значимость и привлекательность PlayStation 3 будет продолжать расти, поэтому на текущем этапе мы даже не обсуждаем и не говорим о ней. Я вам советую сосредоточиться на мысли, что PlayStation 3 и NGP это взаимовыгодное партнёрство
.

Аналитики же изначально были склонны придерживаться того же мнения, прогнозируя презентацию новой приставки от Nintendo на выставке E3 2011 года, так как Wii на то время оставалась единственной приставкой не поддерживающей HD, а ожидания анонсов от Sony и Microsoft отложить ещё года на 2-3[16]. Спустя несколько месяцев, в конце весны 2011 года, обсуждая финансовый отчет компании за 2010 финансовый год, в котором было замечено значительное увеличение расходов компании на исследования и разработки[17], вице-президент Sony Масару Като (англ. Masaru Kato) заявил: «Что касается оборудования для дома, то у PlayStation 3 жизненный цикл ещё не окончен. Но мы работаем в бизнесе игровых консолей, поэтому наши инженеры уже работают над следующей консолью, которая, я не могу сообщить когда, увидит свет. Именно эти цифры вы и видите в отчете.»[18]. Поднявшийся ажиотаж вокруг этого заявления вынудил Sony сделать дополнительное заявление спустя несколько дней: под следующей консолью подразумевалась карманная игровая приставка NGP, а не [19]. После сбывшегося прогноза аналитиков и презентации Wii U на E3 2011 года Джек Треттон (англ. Jack Tretton) заявил: «PlayStation 3 сейчас на коне и по моему мнению сейчас невозможно сделать что-то такое, что превзойдёт нашу приставку. То, что мы видим сейчас, это наши конкуренты, добавляющие в свои устройства новые возможности, которые у нас давно уже есть. Я не увидел ничего такого в презентации от Nintendo, что заставило бы меня подумать: „О, это здорово, нам надо начать работу над чем-то похожим“, моё ощущение было таким: „Вы хотите представить развлекательный центр с поддержкой HD? Добро пожаловать на вечеринку, на которой мы с 2006 года“»[20]. Различные слухи в игровой индустрии предсказывали совершенно разные даты анонсов и выпуска новой консоли, в датах фигурировал и 2014 год (данную версию поддержала крупнейшая розничная сеть по продаже игровых консолей, видео игр, игровых аксессуаров для PC и игровых консолей GameStop[21]), объясняемый желанием Sony получить максимальную прибыль от PlayStation 3[22], и 2013, если компания почувствует повышенный спрос на смену поколения, и конец 2012 года в виде года начала производства новых консолей силами Foxconn и Pegatron Technology[23]. Аналитики же в своих прогнозах от конца 2011 года называли в качестве наиболее вероятной даты обновления консоли 2014 год, но допускалась и возможность наступления этой даты в 2013 году[11].

В ноябре 2011 года в интервью ресурсу Eurogamer руководитель PlayStation Europe Джим Райан (англ. Jim Ryan) говорит, что выпуск новой консоли компании существенно позже новой консоли от Microsoft крайне нежелателен, но при этом замечает, что ещё многое не сделано для того, чтобы списывать со счетов PlayStation 3[24].

В начале 2012 года в сети ходят слухи о презентации новых консолей на выставке E3 2012 года[25]. Почти сразу же в одном из интервью, посвященному японскому запуску PlayStation Vita, поступает официальный комментарий от Энди Хауса (англ. Andy House), представителя компании, в котором говорится, что Sony не собирается поддерживать и комментировать слухи о , а намеревается заниматься поддержкой PlayStation 3 в течение всего жизненного цикла приставки. В пример был приведён жизненный цикл PlayStation 2, который оказался намного длиннее чем планировалось изначально. В качестве дополнительной функциональности, которую компании хотелось бы представить в своей новой консоли, назывались потоковые игры, которые не требуют наличия оптического привода, но существующие технологические барьеры не позволяют пока в полной мере реализовать данную функциональность[26]. Каз Хирай (англ. Kaz Hirai) пошел несколько дальше, заявив, что на E3 2012 Sony не планирует никакого анонса нового железа: «Энди абсолютно прав, мы не собираемся ничего анонсировать в этом году на E3… …Я всегда говорил, что жизненный цикл PlayStation 3 составляет 10 лет, и я не вижу причин пересматривать это правило»[27]. В конце января 2012 года руководитель французского подразделения Sony Филипп Кардон (англ. Philippe Cardone) намекнул, что возможно его компания будет последней из списка большой тройки, которая анонсирует что-то новое: «Wii сейчас находится под давлением, так как спрос на эти консоли падает. Мы в данном случае испытываем намного меньший дискомфорт, так как PlayStation 3 была нами запущена позже всех и скорее всего мы позже всех и анонсируем обновление линейки»[28]. Такую же точку зрения озвучил Джек Треттон (англ. Jack Tretton) в интервью IGN в феврале 2012: «Мы сфокусированы на PlayStation 3 и на PlayStation Vita, пока никаких разговоров о новой консоли»[29].

В ходе одного из интервью на выставке E3 2012 Джек Треттон высказался о планах компании на новую консоль: «Наша задача не быть тут первыми или предлагать самое дешевое решение. Наша цель — быть лучшими. И если вы хотите предоставить публике действительно хорошую машину, то её изготовление займёт больше времени. В идеальном мире вашей целью было бы выпустить самую мощную приставку первым и по самой низкой цене, но для нас главное — создать самую лучшую консоль»[30]. Руководитель же американского подразделения Sony Worldwide Studios Фил Харрисон (англ. Phil Harrison) в ходе этой же выставки подтвердил, что игры для новой консоли уже находятся в разработке[31].

В начале ноября 2012 года представитель Sony заявил, что говорить об окончании срока жизни текущего поколения консолей ещё рано хоть технический потолок для них уже и достигнут. Жизненный цикл будет продлеваться путем добавления новых сервисов[32]. В это же время появляется информация, что dev kit уже поставляется разработчикам для ознакомления и тестирования[33] совместно с прототипами консоли на основе решения от AMD[34].

Один из топ-менеджеров Sony Хироси Сакамото (англ. Hiroshi Sakamoto) в интервью ресурсу Chilean news в ответ на вопрос о появлении новых консолей ответил: «Это всё ещё большой секрет, но наши друзья по PlayStation уже готовятся. Могу только сказать, что мы нацелены на посвященное играм мероприятие E3 в июне, анонс может произойти там, а может быть и раньше — в мае»[35]. А Каз Хирай в одном из интервью The Times в конце января 2013 года намекнул, что японская консоль будет показана позже американской. В ответ на вопрос о цикле жизни консолей он ответил: «Зачем показывать что-то первыми, ведь конкуренты таким образом узнают твои спецификации и могут сделать своё решение более мощным?»[36].

14 февраля 2013 года в Сети появляется (впервые изображение появляется на ресурсе Destructiod) фотография, на которой, как утверждается, изображен новый контроллер , подключенный к dev kit. Позже уточняется, что снимок подлинный, но на фотографии — один из ранних прототипов нового геймпада[37]. Ещё одна фотография нового контроллера была опубликована на следующий день[38]. Технические характеристики и внешний вид dev kit становятся доступны общественности в середине июля 2013 года[39][40].

19 февраля 2013 года компания Sony зарегистрировала за собой право на использование доменов PlayStation-Cloud.com, PlayStation-Cloud.org и PS-Cloud.net, которые по всей видимости будут использоваться облачными сервисами Gaikai[41].

SCE Santa Monica за день до презентации разместила в своём twitter-журнале сообщение: «Что наше будущее нам готовит завтра? Мы слышали, что Ящик Пандоры может быть опять открыт в прямом эфире на сцене, это было бы великолепно» (англ. What does our future hold for tomorrow? We heard they may open Pandoras Box (again) live on stage, that would be AWESOME #playstation2013).

Презентация[править | править исходный текст]
20 февраля 2013 года на мероприятии PlayStation Meeting 2013 была официально представлена публике. Трейлер новой приставки выпущен днём позже[42].

21 февраля 2013 года руководитель Sony Computer Entertainment Europe Джим Райан заявил о том, что платный сервис PSN Plus будет играть важную роль на новой консоли, являясь ключевым элементом её развития.[43], в частности для продвижения инди-игр[44].

26 февраля 2013 года Sony объявляет, что увидеть и поиграть на можно будет до ноября, когда запланирован выход консоли в продажу, на большинстве крупных игровых мероприятий в 2013 году[45].

10 марта 2013 года Sony подаёт заявку на регистрацию торговой марки PS4[46].

27 марта 2013 года в ходе выставки Game Developers Conference Sony проводит презентацию и представляет публике возможность ознакомиться с DualShock 4, выставляя его для общего доступа[47].

В конце апреля 2013 года Марк Серни (англ. Mark Cerny), являющийся главным архитектором новой консоли Sony, в большом интервью ресурсу Gamasutra рассказал об истории создания[48].

Консоль позиционируется компанией именно как игровая приставка для игр и геймеров, что несколько расходится с текущей тенденцией на рынке, согласно которой приставки продвигаются как домашний медиацентр (Microsoft XBox One, Valve Steambox). Так, например, первые эскизы архитектуры PS4 были изготовлены в ноябре 2007 года (Марк помнит, что это было в районе праздника Дня Благодарения). Марк как раз закончил изучать историю развития x86 архитектуры процессора и решил, что она подходит для следующей приставки компании, так как позволит разработчикам создавать качественные игры без дополнительных препятствий со стороны железа, с которыми студиям приходилось сталкиваться при работе с Cell-архитектурой PlayStation 3. Из-за особенностей архитектуры (например, наличие общей сверхбыстрой памяти, которую может использовать как CPU, так и GPU), отличающейся от той, к которой привыкли при написании кода для PC, ожидается, что изначально разработчики не смогут использовать весь потенциал консоли, так как при создании игр будет использоваться традиционный PC-подход, в то время как есть более продуктивный, который можно использовать в PS4. О полной адаптации и возможности извлекать максимум производительности из приставки можно будет говорить примерно в середине жизненного цикла[49].

1 мая 2013 года объявлено, что в ходе выставки GameStop Expo, проводимой в августе 2013 года компанией GameStop, посетителям будет представлена возможность поиграть в демо-версии игр для консоли PS4 и увидеть её внешний вид[50].

На E3 2013 в ходе презентации Sony был впервые продемонстрирован внешний вид консоли, объявлена цена продажи ($399)[51] (консоль становится доступна для предзаказа в тот же день[52]), дата выхода — Рождественские каникулы[53], заявлено, что в 2014 году сервисы Gaikai будут запущены на PS4 для возможности играть в PS3 игры из облака[54], подтверждено отсутствие ограничений на распространение и использование уже купленных игр, отсутствие требования обязательного подключения к Интернет[55] (консоль имеет возможность осуществлять вычисления в облаке, но использование этой возможности было решено сделать необязательным, чтобы избежать появления требования обязательного подключения к сети. Разработчики игр могут сами решать использовать облако или нет[56]) и необходимости находиться в том же регионе, на территории которого игра была приобретена[57]. Впервые в истории PlayStation многопользовательская игра становится платной (исключениями являются игры PlanetSide 2 и DC Universe Online[58]), только обладатели платной подписки PSN Plus получают возможность играть по сети с другими игроками, у тех же, кто такой подпиской не обладает, остаётся возможность играть в одиночную кампанию. Существующие подписки PSN Plus будут распространяться на PS4 когда приставка поступит в продажу, то есть игрокам, которые уже обладают активной подпиской, не придётся платить дважды при смене консоли с PS3 на PS4[59]. Стоимость PSN Plus подписки для обладателей PS4 не изменится и останется на прежнем уровне для всех территорий. Доступ к видео сервисам не требует наличия PSN Plus подписки[60], также PSN Plus не требуется для установки обновлений[61] и записи/трансляции игрового процесса в Интернет[62]. Sony отдельно выпускает видео, в котором объясняются нововведения в подписке PSN Plus[63]. Необходимость введение платы за мультиплеер Sony объясняет тем, что сеть растёт (количество PS Plus подписчиков в частности) и развитие становится всё более расходной статьёй для компании[64]. В ходе этой же выставки продемонстрирована коробка, в которой приставка будет доступна в розничной продаже[65] (в конце июня 2013 года в сеть попадет изображение с содержимым коробки[66]).

Интересным является то, что при первом включении консоли (купленные в США и Европе) не будут доступны функции воспроизведения Blu Ray/DVD, многопользовательский режим игр, удаленная игра на PS Vita (прошивка этой консоли обновляется до поступления PS4 в продажу для поддержки заявленных функций[67], продемонстрирован процесс удалённой игры в Assassin’s Creed IV и Battlefield 4[68][69], хотя сама компания считает, что для игр, в которых нужна быстрая реакция на происходящие события использование PS Vita в качестве дополнительного экрана может быть не очень эффективным из-за наличия лага[70]), запись игрового процесса и некоторые другие. Для включения данных функций консоль необходимо подключить к сети Интернет и установить обновление, которое будет доступно 15 ноября 2013 года. Консоли же, которые поступят в продажу в Японии, уже будет содержать обновлённую прошивку, поддерживающую данные функции[71][72]. А вот поменять фоновый рисунок нельзя будет и после установки патча[73]. Изначально Sony не планировала в принципе поддерживать в новой консоли и возможность проигрывания аудио-CD и MP3-файлов[74], но из-за реакции сообщества пообещала добавить эти функции в одном из следующих обновлений прошивки[75].

21 июня 2013 года Sony объявляет рекомендуемую стоимость консоли для России — 17 990 рублей[76].

За неделю до начала продаж компания Sony опубликовала видео, показывающее содержимое коробки с приставкой, и видео, показывающее строение приставки, — Ясухиро Оотори (англ. Yasuhiro Ootori), директор департамента инжениринга Sony, собственноручно разобрал консоль, продемонстрировав её компоненты[77][78].

7 ноября 2013 года Sony публикует список цифровых сервисов, поддерживаемых консолью с первого дня запуска (действительно на территории США): Amazon Instant Video, Crackle, EPIX, Hulu Plus, NBA Game Time, Netflix, NHL GameCenter LIVE, Redbox Instant by Verizon, VUDU, YuppTV[79].

Приобретение Gaikai[править | править исходный текст]
В конце мая 2012 года появилась информация о том, что Sony рассматривает возможность покупки компании OnLive или Gaikai, которые являются ведущими компаниями по предоставлению облачных игр[80]. Стоит заметить, что руководитель по выпуску продуктов в Gaikai Нани Ривс (англ. Nanea Reeves) в январе 2012 года заявил, что не у всех сейчас существующих производителей консолей будет приставка следующего поколения, и пообещал больше подробностей на выставке E3 2012[81].

31 мая 2012 года Gaikai начала рассылать приглашения на презентацию, обозначая её предмет как что-то, что потенциально изменит будущее видео игр, консолей и как люди играют в игры[82]. Одновременно с этим появились слухи, которые логически связали с информацией о возможном приобретении OnLive или Gaikai: Sony допускает, что следующая консоль будет поддерживать только загружаемые игры и привода для оптических дисков в ней не будет[83][84], а приобретение компании с огромным опытом в облачных технологиях для игр позволит осуществить обратную совместимость со старыми играми для прошлых консолей от Sony[85]. Руководящие же представители компании заявляли, что поддержка розничного рынка для распространения игр для консолей следующего поколения является обязательным[86]. В итоге «большим анонсом», о котором говорили Gaikai, оказалось сотрудничество с Machinima.com: Gaikai будет хранить видео, подготавливаемые ресурсом, на своей платформе, ресурс, видимо, больше не будет использовать для своих нужд YouTube[87]. Руководитель же Gaikai Дейв Перри (англ. Dave Perry) опроверг слухи о приобретении своей компании Sony и об облачных играх для приставки этой компании, заявив: «Я встречался с представителями большой тройки с самого начала и хочу вам сказать, что они слушают и хотят понимать, что происходит в нашей сфере. Честно, я не могу представить консоль будущего без облачных технологий. Они могут откладывать их внедрение сколько угодно долго, но без этого никуда. Думаю, что у всех трех появится облако»[88].

Развитие истории отношений Sony и Gaikai получила в начале июля 2012 года, когда официально объявлено — игровое подразделение компании Sony приобрела Gaikai за 380 млн долларов США[89]. До этого в конце июня того же года стало известно, что Gaikai хочет перестать быть частной компанией и стать подразделением какой-нибудь более крупной структуры, планируя выручить порядка 500 млн долларов США за продажу[90], что возможно связано с вялым притоком инвестиций — с 2010 года в компанию было инвестировано всего 45 млн долларов США[91]. Sony же называет это приобретение «инвестицией в будущее», так как Интернет всё ещё недостаточно быстр даже в самых развитых регионах. Подтверждено, что уже ведётся какая-то работа в направлении использования сервисов Gaikai в консоли Playstation[92] (хотя спецификация другого «железа» от Sony всё ещё предполагает интеграцию с сервисами Onlive[93]). Дейв Перри (англ. Dave Perry) же считает, что облачные технологии дают возможность большим компаниям, которые не заняты в игровом бизнесе, приобщиться к успеху больших игр, таких, например, как игры серии Call of Duty[94]. Отдельно Перри отметил смещение акцентов в сторону развития консольного направления в облачных технологиях, которые до этого концентрировались на работе с PC платформой, избегая взаимодействия с приставочным миром[95]. О приобретении GaiKai положительно отозвался представитель OnLive, заявив, что данная сделка показывает, что облачные технологии (и облачные игры в частности) признаются крупными игроками и открывают большие возможности для компаний, использующих и разрабатывающих их[96].

11 октября 2012 года дизайн сайта Gaikai обновился, демонстрируя на заднем фоне изображения из эксклюзивных для Playstation игр: Uncharted 2: Among Thieves, LittleBigPlanet 2, God of War, Killzone 3, что означает — подготовка к скорому запуску сервисов Gaikai на платформе Playstation не за горами[97]. Возможно, что в каком-то виде они станут доступны уже на PS3[98]. В марте 2014 года список обновлён, появляются обложки игр The Last Of Us, Farcry 3, Uncharted 3: Drake’s Deception[99].

7 января 2014 года Sony официально анонсирует сервис PlayStation Now, который позволит в первой своей версии играть в игры, предназначенные для PS3, на консоли PS4, а позже — и на PS Vita, телевизорах Bravia 2014 года выпуска, а позже и на другие устройства, производителями которых является не только Sony[100]. Платформа PlayStation Now построена на основе технологий Gaikai. Сервис будет запущен в бета-версии для пользователей США в январе-феврале 2014 года, полноценный же запуск запланирован на лето 2014 года[101]. Технология впервые продемонстрирована в действии на выставке CES 2014, из облака можно было поиграть в игры The Last of Us, God of War: Ascension, Beyond: Two Souls и Puppeteer (игры воспроизводились специальным телевизором Bravia без использования консоли). Хоть технология и находилась на стадии разработки у журналистов остались только положительные впечатления: минимальный лаг, такая же графика, как на PS3, отсутствие дополнительных компонентов (не было консоли)[102]. Сама же Sony говорит, что новая платформа поможет создателям хороших игр быть более успешными[103], но она не заменит модель, по которой работает компания, а расширит её, так как её основа — предоставление контента, который пользуется популярностью, то есть — расширение аудитории пользоваталей с разными устройствами (не только от Sony)[104]. Некоторые же аналитики посчитали, что платформа PlayStation Now не имеет большого будущего, так как издателям невыгодно распространять через неё свои новые игры — это ударит по продажам этих игр на физических носителях и их цифровых версиях. Существует мнение, что издатели будут готовы отдавать в PlayStation Now только старый контент (от 2 лет и старше), основные продажи которого уже осуществлены[105]. Так же было высказано сомнение, что Sony может позволить себе платить за доступность нового контента столько, сколько хотят получать издатели, — это слишком дорого для компании в её текущем состоянии[106].

Дизайн[править | править исходный текст]
Дизайн консоли не был продемонстрирован на официальной презентации, был показан только новый контроллер DualShock 4. Решение отказаться от демонстрации внешнего вида президент Sony Worldwide Studios объяснил тем, что компания хотела обратить внимание публики на ключевые нововведения, предлагаемые Sony, — новый контроллер и кнопка Share, а внешний вид консоли показать позже, чтобы никто не заскучал, ожидая её поступления в продажу[107] (там же он отметил, что сам не видел вживую PS4, а DualShock 4 увидел за день до официальной презентации[108]). Другой представитель компании заявил, что внешний вид вообще не так важен, важно то, какие задачи консоль может решать[109]. Впервые же консоль была показана летом 2013 года в ходе выставки E3[51].

DualShock 4
Дизайнером внешнего вида является Тэцу Сумии (англ. Tetsu Sumii) и его команда UX Platform Design Group. Тэцу говорит, что когда команда начала работать над дизайном консоли, они не думали о какой-то конкретной форме, а размышляли в направлении формирования нового видения бренда. Первый концепт, например, был совершенно не похож на то, что получилось в итоге, но концепт (вызывающий дизайн, острые линии, внешняя простота объекта) сохранился от первого концепта до финального варианта. Этот подход позволил дизайнерам выполнить ещё одну задачу, которую Тэцу поставил перед собой, — консоль должна выглядеть одинаково красиво с любой стороны. Но и это было не всё, что нужно было учесть. Формирование внешнего вида проходило с учитыванием окружения, с которым консоли предполагается взаимодействовать: DualShock 4, зарядная станция для этого контроллера, беспроводная гарнитура, вертикальная подставка, PS Vita. Новая приставка должна дать сигнал, что компания смотрит в будущее. И под компанией подразумевается не только Sony Computer Entertainment, а Sony в целом, для которой бренд PlayStation очень важен[110].

И игровые ресурсы, и пользователи, получившие свои консоли, крайне положительно встретили новый дизайн приставки, отмечая его новизну и современность[111]. Известный же ресурс IFixIt отметил продуманность внутреннего дизайна, позволяющего даже не совсем опытному пользователю легко произвести нехитрые операции, например, замену жесткого диска[112].

Интересно, что дизайнеры оригинального XBox тоже в основном положительно оценили дизайн консоли. По их мнению внешний вид PS4 отдаёт дань лучшей консоли современности — PlayStation 2, а материалы, из которых выполнен корпус, говорит о том, что компания серъёзно нацелена на возвращение к своим игровым истокам. Продуманность внешнего вида позволяет консоли одинаково красиво и привлекательно выглядеть как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Простой с первого взгляда дизайн при внимательном рассмотрении показывает огромное внимание к деталям, которое уделили создатели консоли при проектировании . Но не обошлось из без замечаний, например, местоположение привода для оптических дисков вызывает опасение, что случайно может быть нажата кнопка отключения консоли. Выбранная форма консоли (прямые поверхности по бокам и скошенные спереди и сзади) хоть и выглядит энергично и интересно может негативно сказаться на общем внешнем виде развлекательного центра, компоненты которого обычно состоят из прямоугольных объектов. Положительно был оценён и обновлённый DualShock, но бросающаяся в глаза разница в дизайне консоли и контроллера оценена негативно: тут не только разница между остроконечными формами приставки и скруглёнными поверхностями джойстика, но и появление нового цвета (на джойстике появляется серый цвет, который нигде на консоли не используется). Отдельно отмечено, что теперь новый контроллер внешне не напоминает классический и уже ставший иконой DualShock, что плохо, ведь именно контроллер по мнению оценивающих дизайнеров и сейчас, и в в будущем, когда консоли будут полностью находиться в «облаке», будет олицетворять приставку и бренд[113].

Технические характеристики[править | править исходный текст]
В первой половине 2012 года начинают появляться неподтвержденные данные о технических характеристиках [114]. В руки профильных ресурсов даже попали внутренние документы, предназначенные для разработчиков под Playstation 4[115][116][117].

Данные, официально озвученные представителями Sony, о носят более общий характер[118]:

8-ядерный центральный процессор AMD Jaguar/Kabini x86-64 (базовая тактовая частота 1,6 ГГц, потенциальный разгон до 2,75 ГГц), GPU — приблизительный аналог Radeon HD7850/7870 с 18 вычислительным блоками (1152 скалярных процессора);
ОЗУ — 8 Гб GDDR5 (5500 МГц) (имеет дополнительные 256 Мб памяти DDR3). Пропускная способность GDDR5 — 176 Гб/с[119]
встроенный жёсткий диск объёмом 500 Гб (пользователю доступно 408 Гб[120]), который пользователь при желании может поменять на другой с большим объёмом[121][122] (подтверждено, что в PS4 можно установить и SSD[123]);
6-скоростной Blu-Ray и 8-скоростной DVD привод;
разъёмы USB 3.0 и разъёмы для внешних подключений;
Ethernet (10BASE-T, 100BASE-TX, 1000BASE-T), 802.11 b/g/n Wi-Fi, Bluetooth 2.1 (EDR);
HDMI, оптический S/PDIF аудиовыход;
контроллер DualShock 4 с тачпадом, гироскопом, акселерометром, вибрацией, подсветкой (4 цвета, без возможности отключения подсветки[124], но позже добавлена возможность её приглушить[125]), моно-спикером (работу можно отключить[126]. Эта особенность связана с тем, что контроллер проектировался с учётом того, что рано или поздно Sony выпустит шлем виртуальной реальности Project Morpheus, который будет использовать данный индикатор для ориентации в пространстве[127]), микро-USB порт, вход для наушников, порт расширения[128][129]. Контроллер поддерживает выполнение основых операций в ОС Windows[130] и Mac OS X[131], поддерживает работу с PlayStation 3[132] и Xbox 360[133]. Sony отказалась от использования аналоговых кнопок в DualShock 4, так как их поддержка реализовывалась слишком небольшим количеством разработчиков. В новом контроллере кнопки становятся цифровыми, то есть существует два значения для кнопки: «нажата» и «не нажата». Джойстики же остаются аналоговыми и поведение зависит от того, как быстро/сильно игрок отклонил тот или иной джойстик[134];
моно-гарнитура, совместимая с DualShock 4[135]. Старые беспроводные гарнитуры по умолчанию не будут поддерживать в функцию голосового чата (PS4 поддерживает до 8 игроков в одном чате[136]), после поступления консоли в продажу Sony планирует выпустить обновление прошивки приставки для доступности функционала при использовании старых гарнитур, выпущенных для PlayStation 3[137]. Соответствующее обновление выпущено 3 февраля 2014 года[138];
Eye камера, с двумя отдельными камерами разрешения 1280 x 800, 85 угол обзора, четырёхканальный набор микрофонов[128], автоматическое отслеживание положения DualShock 4 в пространстве (DualShock 4 не является заменой PS Move[139]). Специализированное ПО для работы с новой камерой уже находится в разработке[140]. Камера будет поставляться в виде отдельного компонента за отдельную плату, что предположительно было сделано для того, чтобы суметь снизить начальную стоимость консоли и выгодно смотреться на фоне Xbox One, в начальный комплект которой камера уже включена[141] (ближе к дате выхода консоли Sony сообщила о том, что первые владельцы будут мало заинтересованы во взаимодействии с консолью при помощи камеры, поэтому и было решено не добавлять её в поставку по умолчанию[142]).
Центральный и графический процессоры[править | править исходный текст]
Сообщалось о смене производителя графического решения: в качестве нового поставщика фигурирует AMD[143] (семейство Radeon с высокой тактовой частотой, поддержкой VRAM[144], Native OpenGL и Direct 11[145]), а не NVidia, на решении от которой работает PlayStation 3[146]. Такой чип теоретически позволит отображать видео в разрешении 4096×2160 (многими ставится под сомнение, но позже подкрепляется близкими к производителю источниками[147]) и 3D-игры в качестве 1080p[148].

Информация о поддержке сверх высокого разрешения в новой консоли от Sony повторно появилась в конце августа 2012 года, появление же контента от Sony такого разрешения планируется к поставке на территории США летом 2013 года[149] (включая ремастеренные фильмы HD-качества[150]). Неизвестный источник, рассекретивший реализуемую Sony стратегию, сообщил[147]:

в работе уже находятся Blu Ray-плееры, поддерживающие воспроизведение Blu-ray дисков высокого разрешения (4000+ пикселей) (медиаплееры Sony появятся в продаже летом 2013 года[151][152]);
следующим шагом станет выпуск 80-дюймового LED телевизора, способного отображать изображение подобного разрешения (телевизор с разрешением 3840×2160 был анонсирован Sony на выставке IFA 2012 спустя всего лишь несколько дней после появления данной информации[153] с комментариями от компании, что подходящий контент для такого телевизора появится позже[154]. Начало поставок телевизоров с такими панелями и большой диагональю запланировано на ноябрь 2012[155], телевизоры же с более маленькими диагоналями появятся уже в апреле 2013 года[156]. Стоит заметить, что и другие производители телевизоров начали производство панелей ультра высокого разрешения[157], Netflix ожидает появление возможности воспроизведения потокового видео такой четкости в 2014—2015 году[158]);
заключающим этапом будет выпуск обновлённой консоли, которая сможет и воспроизводить новый формат видео и обеспечить более четкую картинку в играх.
Утверждалось, что в компания отказалась от использования микропроцессора Cell[159] в пользу процессора семейства AMD X64[144]. Подобное изменение связали с работой компании в направлении создания более открытой для разработчиков платформы[160]. По оценкам, производительность будет составлять 1.84 Терафлопс против 1.23 Терафлопс у Xbox One, что теоретически даёт преимущество в производительности в 33 %[161] (при установке в решение 4-ех двухъядерных процессоров[116]). По другим данным доступ на чтение к памяти PS4 осуществляется на 40-50 % быстрее чем к памяти Xbox One, а АЛУ приставки от Sony на 50 % быстрее приставки от Microsoft[162].

В итоге в ходе официального анонса объявлено, что будет построена на основе решения от AMD — архитектуре Jaguar, основным отличием которой от уже существующих является размещение процессора и графического адаптера на одном чипе (APU), что положительно сказывается на скорости работы[163].

Незадолго до поступления консоли в продажу становится известно, что игры на PS4 работают в более высоком разрешении чем на Xbox One, что в теории должно позволить консоли от Sony выдавать более «красивую» картинку, но на деле в тех играх, которые были доступны до начала продаж, разница, если и заметна, то совсем небольшая. Основное достоинство новых консолей называется сокращение отставания в качестве графики между ПК и приставками, между же собой консоли, если и будут конкурировать, то спустя несколько лет, когда разработчики досконально разберутся с тонкостями создания кода под определённую платформу[164].

Оперативная память[править | править исходный текст]
8Гб GDDR5 (256-разрядной GDDR5 (рабочая частота 5,5 ГГц) с пропускной способностью 176 Гб/с)[165].

Нововведения и дополнения[править | править исходный текст]
Ниже приведены основные нововведения, особенности и дополнения, присутствующие в (часть из них продемонстрирована в ходе выставки E3 2013[166]):

отсутствие обратной совместимости с играми для PlayStation 3 (индустрия была готова к данному изменению[167]), но добавлена возможность играть в старые игры «из облака»[168][169]. Однако уже в марте 2014 года появляется информация о том, что в связи с повышенным интересом со стороны игроков Sony тестирует возможность играть в игры PS One, PS 2 с рендером 1080 на консоли PS4, но пока еще испытывает проблемы со считыванием дисков от старых консолей[170][171]. Также интересно, что возможность запускать игры для Xbox 360 на Xbox One рассматривает и компания Microsoft[172];
для полностью переделан GUI, в котором было решено полностью отказаться от использования XrossMediaBar (первым знаком отказа от данной концепции было отсутствие XrossMediaBar уже в PS Vita)[173];
Старые контроллеры Dualshock 3 и SixAxis поддерживаются PS4, но только при подключении через USB. По Bluetooh старые контроллеры с новой консолью связать нельзя. PS4 не поддерживает беспроводные гарнитуры, которые были выпущены Sony для PS3, однако этот недостаток обещают исправить в ближайших обновлениях ПО.[174];
доступность сервисов Gaikai: игры из «облака», наблюдение за игрой других игроков, возможность взять управление в игре, которая запущена на консоли друга, быстрый запуск игр/демо-версий, скачиваемых из PlayStation Store, осуществление управления с PS Vita и отображение игрового процесса на экране наладонной приставки. Официально замечено, что облачные сервисы необязательно будут доступны с первых дней поступления консоли в продажу[175]. Для своих игр разработчики смогут разделить игры на закачиваемые части, например, купив игру в PS Store игрок может выбрать для закачивания в первую очередь только ту часть, которая отвечает за мультиплеер, и начать играть, одиночная кампании же будет закачана приставкой в фоновом режиме[176]. Таким образом в некоторые игры можно будет начать играть спустя несколько десятков секунд после начала установки[177];
социальные возможности: размещение данных о полученных трофеях в сети Facebook, twitter[178].
при помощи смартфона можно приобретать игры в PlayStation Store даже не находясь рядом с приставкой, закачка и установка будет проходить автоматически[179]. Приложение, устанавливаемое на смартфон, доступно в версии для iOS и Android (первые скриншоты были продемонстрированы в начале октября 2013 года, само приложение становится доступно для скачивания 13 ноября 2013 года[180][181]). Также приложение может быть использовано в качестве второго экрана в некоторых играх[182];
доступность всех игр, выходящих для консоли, в версии для скачивания (вариант приобретения игры на физическом носителе остаётся также в силе)[183], что возможно потребует оплаты подписки (своего рода развитие уже существующей подписки PS Plus[184]). В качестве основного носителя компания всё ещё рассматривает Blu Ray[185]. В версии прошивки 1.70 (апрель 2014 года) для PS4 добавлена возможность предзагрузки цифровых версий игр из PSN до их поступления в продажу[186], но первой игрой, которая поддерживает предзагрузку, будет игра Destiny[187];
развит механизм работы и управления аккаунтами пользователей: Sony пытается уйти от понятия одна консоль = один аккаунт владельца, вводится новая схема работы с учетными записями под названием «одновременный вход нескольких пользователей» (англ. multi-user simultaneous logins), которая позволяет сразу нескольким пользователям использовать одну консоль для входа под своими аккаунтами, что достигается путём установления связи между контроллером и соответствующим аккаунтом, а контроллер в свою очередь присоединяется к приставке. Данная технология позволит играть нескольким игрокам на одной консоли и получать трофеи для каждого из аккаунтов (подтверждено в ходе выставки Game Developers Conference в марте 2013 года[188]). Так же с самого начала пользователям разрешат использовать свои реальные имя и фамилию в качестве идентификатора своего аккаунта[189]. Подвергся изменению и процесс использования купленной игры на разных консолях, по этому вопросу Sony отдельно публикует FAQ на своём сайте[190];
создателям игр возможно разрешат публиковать исправления игр самостоятельно и без привлечения ресурсов тестирования Sony[191]. Позже становится известно, что компания разрешает независимым разработчикам самим выступать в качестве издателя: определять даты выхода своих игр, выпускать обновления. При желании и соответствующем качестве игры могут быть привлечены ресурсы Sony, например, реклама в блоге PlayStation[192];
поддержка возможности продолжения игры на PS Vita является обязательной для всех разработчиков для PS4[193], хотя для разработанных для PS4 игр поддержка уже осуществляется системой автоматически[194];
опубликованный за две недели до поступления консоли в продажу FAQ по предоставил больше деталей о возможностях консоли, например: невозможность использования внешних жестких дисков с PS4, отсутствие поддержки ультра-высоких разрешений для игр и возможность появления этой поддержки для изображений, поддержка 3D (но отсутствие поддерживающих технологию игр при запуске консоли), расширение списка друзей до 2000 (с некоторыми ограничениями данное нововведение было добавлено и на PS3[195]), опубликован полный список игр, которые будут доступны в день начала продаж приставки;
система трофеев изменилась, теперь у каждого трофея помимо его постоянного статуса (бронза, серебро, золото или платина) появился динамически меняющийся параметр — редкость (обычные, редкие, очень редкие и ультра-редкие). Значение параметра может и будет меняться со временем и зависит от того, сколько игроков уже имеют этот трофей[196];
поддержка голосовых команд и система распознавания лица (при запуске список поддерживаемых команд ограничен, но со временем Sony обещает его расширить)[197];
рассматривается возможность внедрения системы репутации для игроков[198];
мощный видео-редактор для создания роликов с игровым процессом (выпущен в версии прошивки 1.70, 30 апреля 2014 года)[199].
Ожидания индустрии[править | править исходный текст]
Подготовка игровой индустрии к обновлению консолей началась в 2008 году, когда Microsoft начала поиск менеджера для работы над следующим поколением игровых консолей[200]. В 2010 году студии начинают поиск и приём на работу сотрудников для работы над проектами для . Среди компаний, публично начавших поиск и признавшихся в том, что разработка для консолей следующих поколений уже ведутся: студия Square Enix[201], Remedy Entertainment[202][203][204], Ubisoft[205][206][207][208] (после официальной презентации PS4 становится известно, что компания активно участвовала в формировании требований к ней[209]), студия Massive (принадлежит Ubisoft и помогала в разработке Far Cry 3)[210], Epic Games (в 2011 года на GDC студия показала техническую демку Samaritan, которая продемонстрировала ожидания студии от нового поколения платформ[211][212], а на E3 2012 продемонстрировала Unreal Engine 4, на котором уже ведется разработка нескольких игр для будущих консолей[213][214]. После официальной презентации PS4 демо возможностей Unreal Engine переписано и показано на новой консоли от Sony[215]), Crytek[212] и другим функционалом[216][217] (пример графики, уровень которой может быть достигнут на новой консоли, был показан студией в июне 2012 года[218][219][220][221], но сами же игры нового поколения консолей по мнению студии в графическом плане не будут выглядеть лучше чем Crysis 3, работающем в максимальной детализации[222]), Naughty Dog[223][224], Crystal Dynamics (разработавшая несколько игр для серии игр Tomb Raider)[225], Electronic Arts[226])[227], планирующая в 2013 финансовом году инвестировать 80 млн долларов США в разработки для следующих поколений игровых консолей[228] (от 3 до 5 отдельных проектов[229][230], включая движок Frostbite 2.0[231]). Общее количество проектов в портфеле для новых консолей сокращено до 10-15 по сравнению с тем, что было для PlayStation 3[232][233][234][235]. После официальной презентации EA подтверждает подготовку игры Battlefield 4 для данной консоли[236][237][238]), EA Shanghai (предположительно работает над Dragon Age III[239] на движке Frostbite 2[240][241][242]), EA DICE[243][244], Lionhead Studios[245], Eidos Interactive (предположительно работающая над Deus Ex 4[246]), Bungie (интересно, что информация о планах студии в отношении новых консолей стала доступна среди прочей в конце мая 2012 года в ходе судебного разбирательства между Activision и бывшими руководителями студии Infinity Ward Джейсоном Уэстом (англ. Jason West) и Винсом Зампеллой (англ. Vince Zampella)[247]. Предопложение, что первой игрой студии для новых консолей будет игра Destiny[248][249], подтвердилось в ходе официальной презентации ), 2K Czech (работает над игрой Mafia III, которая изначально планировалась для консолей текущего поколения (PlayStation 3 и Xbox 360), но позже было решено выпускать игру уже на новых приставках[250][251]), Team Bondi (известная игрой L.A. Noire, работает над Whore of the Orient[252]), Robotoki (создана Робертом Боулингом (англ. Robert Bowling), ранее долгое время работавшим и какое-то время возглавлявшим студию Infinity Ward, известную своими играми серии Call of Duty[253]), Infinity Ward (известная по играм серии Call of Duty[254][255][256]), Rockstar North (разработавшая GTA V и являющаяся частью Rockstar Games[257][258][259][260]), United Front Games (известная своей игрой Sleeping Dogs[261]), Arkane Studios (являющаяся разработчиком игры Dishonored[262]), финский композитор Ари Пулккинен (англ. Ari Pulkkinen) (известный своими работами над музыкой к играм серии Angry Birds от Rovio, Super Stardust HD, Outland, Dead Nation[263]), Double Fine Productions[264], SCE[265][266][267] (после официальной презентации объявлено, что все принадлежащие Sony студии работают над играми для новой приставки[268]).

Компания GameStop ожидает поступление первых консолей нового поколения уже к концу 2012 года (речь идёт о консоли Wii U) а появление одной из новых консолей в 2013 (либо от Microsoft, либо от Sony), а второй — в 2014[269]. Представитель сети предполагает, что в 2013 году это будет приставка от Sony, так как по слухам у новой консоли от Microsoft выявлены проблемы с процессором[270] и дополнительная задержка возможна из-за процесса консолидации требований игроков[271];

Вышедшая в середине ноября 2012 года приставка Wii U разошлась тиражем в 400 000 проданных экземпляров за первую неделю продаж на территории США[272], и представитель Nintendo заявил, что Sony и Microsoft надо быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, так как наращивания мощностей железа уже недостаточно для привлечения новых пользователей[273].

Некоторые студии даже в 2011 году открыто заявляли, что появление нового железа сейчас было бы несвоевременным, либо не проявляли заинтересованности. Среди таких студий были: THQ[274], Quantic Dream в лице Дэвида Кейджа (англ. David Cage)[275], хотя уже тогда студия искала сотрудников для разработки под новые платформы[276] и зарегистрировала домен singularityps4.com, что позволяет сделать вывод о разработке эксклюзивного проекта для новой консоли от Sony[277][278] (возможно с многопользовательской составляющей[279]). Часть наработок для PS4 студией уже используется в проекте для PS3 под названием Beyond: Two Souls[280], да и сама студия теперь положительно относится к скорому выходу новой приставки[281], Дэвид Яффе, известный своей работой над серией игр God of War[282], Nvidia, отдавшая предпочтении облачным технологиям[283], что дополнительно объяснило отказ от разработки графического решения для новых приставок, так как это затормозило бы более важные проекты[284], Кацухиро Харада, создатель серии игр Tekken, высказал мнение, что в наше время хорошим толчком для появления инноваций в играх был бы отказ производителей от собственных приставок и совместное создание Sony, Microsoft и Nintendo единой консоли[285].

Другие высказывали заинтересованность, но не подтверждали начала работ под новые системы. Среди них: Avalanche Studios[286][287], id Software в лице Джона Кармака[288][289] (позже появляется информация о том, что студия планирует выпустить игру Doom 4 уже для новых консолей[290]), Take-Two Interactive[291][292][293].

Ближе к дате поступления консоли в продажу игровое сообщество стало склоняться к тому, что при запуске на консоли не будет особо большого количества интересных и эксклюзивных игр[294], так как DriveClub и Watch Dogs был отложен на 2014 год[295][296][297]. Опубликованный список игр, которые будут доступны в день поступления консоли в продажу, не впечатлили некоторые игровые издания[298]. Но в общем от новой консоли ожидается качественный сдвиг в области многопользовательской составляющей игр, так как именно она наиболее востребована игроками: более удобные контроллеры для долгих игровых сеансов, более интересный геймплей за счет взаимодействия с дополнительными гаджетами (PS Vita, iPhone, iPad), поддержка выделенных серверов, возможное появление игр только с мультиплеером, расширенные списки друзей, социальный функционал прямо в консоли (просмотр чужих игр, возможность записи и размещения в сети собственных видео с игровым процессом), появление бесплатных игр[299]. Отдельно выделяется новое «нецелевое» использование игровых приставок, например, для просмотра различных шоу, сериалов и фильмов. По собранным данным 60 % обладателей консолей используют их для просмотра онлайн видео-контента и практически не используют физические носители. Это направление называется ещё одним перспективным аспектом, на котором создатели консолей могут сыграть и приобрести новых клиентов[300].

Show More
Добавить комментарий