Витражи В.Д.Сверчкова

Его личность овеяна тайной. Его имя в последнее десятилетие не раз привлекало внимание исследователей русского искусства XIX века. Однако известные факты о жизни и творчестве Владимира Дмитриевича Сверчков, все более многочисленные с течением времени, не рассеивают туман загадочности, а лишь увеличивают интерес к необычной судьбе этого неординарного человека.

Витражи В.Д.Сверчкова

Причиной такой таинственности, скорее всего, является тот факт, что мастер почти не жил в России. Он родился в Финляндии в русско-финской семье, художественное образование получили в петербургской Академии художеств, надолго уехал в Рим, где совершенствовал свое мастерство, затем обосновался в Германии, а под конец жизни перебрался в Италию. Сам Сверчков считал, что у него четыре родины – Финляндия, Санкт-Петербург, Мюнхен и Флоренция. Наследие художника рассыпано по музейным и частным собраниям Западной Европы, России и Финляндии, отдельные произведения часто появляются на крупных аукционах антиквариата.

Витражи В.Д.Сверчкова

В русскоязычной науке личность В. Д. Сверчкова сравнительно недавно стала объектом изучения. В литературе его имя впервые было названо Е. Минухиным в 1959 г., затем упомянуто в статье Н. Т. Ягловой. Небольшая наша статья монографического характера впервые систематизировала некоторые материалы о жизни и деятельности этого художника. В 1998 г. из фондов научно-исследовательского музея РАХ были извлечены витражи Сверчкова, изготовленные для конференц-зала Академии Художеств, что дало толчок новому витку в изучении его творчества. Все это, включая издание неопубликованных материалов о жизни русских художников в Риме в 1840-х годах, однако, лишь слегка приподняло покров забвения над именем и делами Владимира Дмитриевича.

Новые материалы о Сверчкове, обнаруженные в России и за ее пределами, уточняют хронологию его жизни и творчества и «открывают» нам этого человека с неизвестной (а точнее – хорошо забытой потомками) стороны: как активного общественного деятеля, жизнь которого протекала преимущественно за пределами России – в Германии, Италии и Финляндии. В свете этих материалов находящиеся в России работы Сверчкова: интерьеры, в создании которых он принимал участие, витражи и живописные полотна, — выглядят лишь незначительной частью обширного наследия, своего рода отголоском его бурной работы за пределами нашей страны. Множество разрозненных фактов о Сверчкове пока не выстраиваются в цельную картину его жизни, а дают лишь направления для дальнейшего поиска и исследовательской работы.

Show More
Добавить комментарий