Стиль вашего дома.Колонны в инерьере.

Во время рядового ремонта хозяева, как правило, не задаются вопросом, что такое колонна и зачем она, собственно говоря, нужна в квартире. А некоторые люди вообще могут никогда в жизни не соприкоснуться (как в прямом, так и в переносном смысле) с этим чудом архитектуры. Однако трудно представить себе более банальную архитектурную форму, чем колонна. Недаром ее беспощадно эксплуатировали всегда и везде — в доме, во дворце, в храме, в парке и на площади. Кроме того, нет ничего проще для архитектора, чем замаскировать очевидные пространственные или декоративные неудачи, расставляя там и сям послушные колонны.

Колонна как функция

Давайте подумаем, когда и с какой целью человек однажды воздвиг колонну. Очевидно, ее история уходит в далекое прошлое. Едва покинув пещеру и соорудив первую крышу над своей головой, человек позаботился об опоре для этой крыши. Там, где климат был к нашему предку благосклонен, стены не играли первостепенной роли, их можно было заменить опорой, подпоркой, столбом. Все это близкие, хотя и неотесанные родственники образцово-изящной архитектурной детали — колонны. Но, как и ее грубоватые предшественники, колонна прежде всего служит для того, чтобы поддерживать перекрытие, крышу, балкон, фронтон.

Стиль вашего дома.Колонны в инерьере.

Впрочем, были и исключения. Известна любовь римлян к символам славы и мужественности, благодаря которой возникло уникальное явление в архитектуре — отдельно стоящая колонна. С точки зрения строгой функции это совершенно бесполезная вещь. Тем более необычно ее появление в римской культуре, известной своей рациональностью. Стоящая в гордом одиночестве среди площади колонна подпирает лишь небеса. Но именно эта бессмысленная с точки зрения удобства и пользы архитектурная форма открыла уникальные возможности для организации пространства. В чем и выразились ее цель и предназначение. Возвышающаяся посреди площади, такая колонна получила название триумфальной. Она должна была убеждать зрителя, что земная слава не всегда проходит бесследно. В блистательном ряду триумфальных колонн хочется особо отметить колонну Траяна на римском форуме, Александрийскую колонну на Дворцовой площади Петербурга, Вандомскую на одноименной площади Парижа и Нельсоновскую на Трафальгарской площади в Лондоне.

Эти победительные красавицы всегда окружены значительным, но далеко не инертным пространством. Их энергичные вертикали уравновешивают пустоту, заставляют жить и дышать пространство площади. Подчеркнуто высокие, триумфальные колонны служат своего рода восклицательными знаками в строфах города. Пространство площади живет яркой эмоциональной жизнью, фокусируясь вокруг колонны, сталкиваясь и борясь с нею, но в конечном счете подчиняясь ее неоспоримому торжественному величию.
Итак, вот вам две функции колонны: служить для чего-либо опорой и организовывать пространство. Задачу организации пространства колонна, естественно, решает не только во внешней городской среде, но и в интерьере здания или комнаты.
Колонна в современном интерьер
Чем объясняется неизменная популярность этого классического архитектурного элемента у современных дизайнеров, архитекторов и декораторов? Как ранее, так и сейчас колонна (или группа колонн в тех или иных сочетаниях) служит организации пространства. Но если исторические интерьеры классицизма активно эксплуатировали ее как опору, то современная колонна преимущественно играет роль украшения интерьера или подчеркивает его стилевую принадлежность. Впрочем, ее функциональность тоже не забывается. Например, если вам потребуется скрыть какие-либо коммуникации, то лучше колонны ничего для этой цели не придумано. В декоративно-пространственных решениях лучше применять либо парные, либо сдвоенные колонны. Пар может быть несколько — 2, 3 и даже 4, если позволяет площадь. Функциональные же задачи колонны в современном частном интерьере таковы: 1. Создание или усиление ритмической организации окружающего пространства. 2. Зрительное изменение пропорций помещения. Этот архитектурный элемент успешнее других справляется с непростыми задачами зрительного расширения или повышения пространства. 3. Зонирование помещения.
Русско-дизайнерский разговорник
Ордер (в переводе означает «порядок») — система правил, при которой уравновешены соотношения несущих и несомых частей здания. К несущим и относится колонна.
Колонна — архитектонический элемент, называемый также «тело вращения». Представляет собой сооружение в виде высокого столба, который служит опорой в здании или отдельно стоящим монументом. Состоит из базы, ствола и капители.
База — основание, на которое устанавливается ствол колонны.
Ствол — тело колонны, которое часто считают собственно колонной. В действительности это лишь часть целого.
Каннелюры (от фр. Cannelure) — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. Классицизм часто использовал и гладкие стволы колонн.
Капитель — завершение колонны или пилястры. Вот теперь, после того как мы увидели капитель, можно сказать, что перед нами колонна целиком.
Волюта — орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали на ионической капители.
Пальметта — орнамент, напоминающий стилизованные листья пальмы. Используется в украшении коринфской капители.
Дорический ордер — строгий, лаконичный, мощный, «мужской». Колонна дорического ордера имела массивный ствол, обходилась вообще без базы и отличалась простой, довольно широкой капителью без декора.
Ионический ордер — изящный, утонченный, «женский». Колонна стоит на базе, имеет изящные каннелюры и капитель с орнаментом в виде волют.
Коринфский ордер, как и ионический, отличается стройностью и наличием базы. Для него характерен растительный декор капители. Римляне дополнили греческие ордеры еще более пышно декорированным композитным ордером, сочетавшим в себе элементы коринфского и ионического. Перечисленные ордеры во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.
Очевидно, что колонну чаще встретишь в интерьерах дворцового стиля. Именно она придает помещению торжественность и гордое величие. Благодаря колонне жилье словно проникается образами нетленной классической красоты.

Show More
Добавить комментарий