СТЕКЛО или ХРУСТАЛЬ(Что зовем мы хрусталем?)

Что зовем мы хрусталем?

СТЕКЛО или ХРУСТАЛЬ(Что зовем мы хрусталем?)

«…есть тонкое свинцовое стекло. По-нашему оно называется флинтглясс, а по-вашему — хрусталь. У него блеск и звон очень чистые. Оно играет радугой, как алмаз» (К. Паустовский).

СТЕКЛО или ХРУСТАЛЬ(Что зовем мы хрусталем?)

«Хрустальная история» началась в 1615 году, когда король Англии Якоб Первый запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Следствием сего явился переход владельцев стекольных заводиков на угольное топливо. Совершенно случайно (огромное количество открытий в науке и искусстве произошли по воле случая!) было обнаружено, что в угольной печи стекло обесцвечивается, и далее мастера стали стремиться вернуть своему продукту прозрачность. В ходе таких опытов в 1676 году Георгом Равенскрофтом была создана оригинальная рецептура смеси стекломассы с оксидом свинца. При добавлении этого соединения стекло приобретает совершенно новые свойства: помимо прозрачности, прекрасного блеска и мелодичного звона это еще и устойчивость к щелочным, кислым или спиртосодержащим жидкостям. Кроме того, оксид свинца повышает плотность изделия, у хрусталя это более 3 г/см3. Это влияет на оптические свойства хрусталя: возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях. Кроме того, добавление к стекломассе оксида свинца ведет к понижению твердости стекла, что, в свою очередь, облегчает его дополировку: при натирании изделия появляется дополнительный блеск.

Еще одна немаловажная деталь: все хрустальные изделия всегда выпускаются отожженными — это специфический способ закалки стекла. Изделие нагревается до 700 °С и тут же быстро и равномерно охлаждается при помощи обдува. При этом в стекле возникают высокие остаточные напряжения, равномерно распределенные по всему пространству и повышающие прочность изделия в 6—8 раз, а термостойкость — в 2—3 раза.

В современном производстве хрусталя наряду с оксидом свинца используются оксиды бария и цинка, обладающие схожими свойствами.

Как понять, что перед нами действительно хрустальное изделие, а не дешевая подделка?

Стекло имеет право носить гордое имя «хрусталь», если содержит в себе от 6 до 36% оксида свинца.

Мировой стандарт равен 24%.

В нашей стране существует государственный стандарт ГОСТ 24315 — 80: если стекло содержит не менее 10% оксидов свинца, бария, цинка, то оно считается хрустальным стеклом; если содержание оксида свинца от 18 до 24%, то перед нами малосвинцовый хрусталь; если же оксида свинца от 24 до 30%, то мы имеем дело с дорогим свинцовым хрусталем, присутствие в составе более 30% оксида свинца характерно для самого дорогого высокосвинцового хрусталя.

Этим же ГОСТом определена норма содержания оксида бария в бариевом хрустале — 18%.

В Европе приняты свои стандарты относительно состава хрустальной массы. При покупке европейского хрусталя или хрустального стекла следует «опознать» надписи на упаковке: слово «кристалин» (Crystalline) говорит о содержании 1—15% оксида свинца, «хрусталь» (Crystal) — 16—23%, «свинцовый хрусталь» (Full Lead Crystal) — от 24 до 30%.

НЕ ВРЕДНО ЛИ?

Рядового потребителя, не обремененного багажом знаний по химии, биологии, экологии, но где-то что-то слышавшего о тяжелых металлах, столь частое упоминание о свинце, барии, цинке может просто напугать. Вопрос о негативном влиянии оксидов, используемых в производстве хрусталя и хрустального стекла, неоднократно возникает и адресуется ученым-химикам. Авторитетные специалисты заявляют, что свинец, связанный в оксиде, практически не активен. Впрочем, некоторые сомелье считают, что свинец портит вкус вина, влияя на органолептические свойства красного вина. Но вряд ли это остановит любителей эстетики: мизерное изменение вкуса (кстати, это чисто субъективная точка зрения) за секунды или даже минуты, проведенные в бокале, вряд ли почувствует кто-то, кроме профессиональных дегустаторов.

«Хрусталь вреден для вина, поэтому оно хранится и продается в стеклянных бутылках» — этим доводом обычно оперируют специалисты ресторанного дела. Но представим себе, насколько выросла бы стоимость бутылки вина, будь она сделана из хрусталя! Так что не будем обращать внимание на заявления о недостойном качестве хрусталя как материала, а обратим внимание на качество исполнения продукции.

ПРЕССОВКА ИЛИ ШТАМПОВКА

Бытует мнение, что прессованный хрусталь очень сильно отличается от хрусталя «ручного» изготовления. И звенит-то он хуже, и непрозрачный, и вообще «некомильфо». На самом деле только специалист может отличить качественно исполненный прессованный (его еще называют штампованным) хрусталь от ручной работы. Прессовку выдаст только цена: она в 5—10 раз ниже, чем у hand made. С промышленными масштабами изготовления хрустальных бокалов, рюмок, стаканов может справиться только машина. Вещи, изготовленные ею, похожи друг на друга как две капли воды — в этом главный недостаток прессовки, по мнению знатоков хрусталя. Вещь перестает быть произведением искусства, не обладает своими индивидуальными чертами и, если хотите, душой. Ведь орудия мастеров-стеклодувов не меняются веками: это все те же трубки, через которые выдуваются бокалы, и вручную изготовленный хрусталь словно впитывает в себя частичку человеческого тепла, умения, любви к искусству. В сервизе, сделанном вручную, каждое изделие имеет небольшое, иногда едва заметное отличие (что является признаком качества, а не недостатком), предметы в отштампованном комплекте не имеют ни единого отличия, а вот блестят, переливаются и звенят не хуже hand made.

ЧТО ПОЧЕМ?

На современном рынке хрустальной продукции представлены марки самых разных ценовых категорий — от отечественных, не очень дорогих, до элитных, ориентированных не на массового потребителя, удовлетворяющих самым изысканным вкусам, создающих свою продукцию для украшения респектабельных домов и дорогих ресторанов.

Хочется выделить высококачественный хрусталь марок Waterford, Lalique, Dartington Crystal, Schott Zwiesel, Libbey, Saint Louis, Nachtmann, Rosenthal, Villeroy&Boch, Stolzle, Riedel и, конечно, богемский хрусталь, представленный словацким заводом «Словгласс Полтар» и чешским заводом «Йиглавские скларны Богемия». Стоит отметить также хрустальное стекло марки Oberglass. Продукция этих производителей не является дешевой, но в компаниях постоянно следят за качеством продукции — например, высокий процент отбраковки готовых изделий, как это ни парадоксально звучит, является хорошим показателем для фирм, специализирующихся на изготовлении хрустальной посуды. У каждой фирмы, конечно же, есть свои секреты производства, технологии, улучшающие эстетические и потребительские свойства хрусталя.

Изделия компаний Schott Zwiesel и Libbey отличаются большей прочностью самых уязвимых мест бокала — краев. Достигается это при помощи специальной технологии повторного обжига уже готовых изделий по краям. При помощи такой термической обработки на краях рюмок и бокалов появляется «кольцо безопасности»: стойкость к ударным и термическим нагрузкам. Таким образом, предотвращается наиболее часто встречающийся производственный дефект стеклоизделий — осыпь края. Сами края бокалов обрезаются при помощи лазера, что, конечно, не способствует уменьшению стоимости, но положительно влияет на качество изделий. Кроме того, изделия Libbey на ножке выпускаются монолитной структурой: и ножка, и так называемое «пойло» выдуваются единым целиковым блоком, что сделает изделия прочнее.

Ирландский хрусталь Waterford — бесцветный и сверхпрозрачный. 33% оксида свинца, изрядная доля кварца, бикарбонат калия и небольшое количество… битого хрусталя, буквально «сваренного» в течение 36 часов при температуре 1400 градусов, — вот «рецепт» прозрачности и какой-то необыкновенной оптической невесомости изделий этой марки. Еще одна отличительная черта Waterford — серебристо-голубоватый мерцающий блеск бокалов.

Высококачественный хрусталь британского производства Dartington Crystal чаще встречается в дорогих ресторанах, отелях и клубах. Продукцию компании невозможно спутать с аналогичной, так как высокосвинцовый Dartington Crystal имеет и уникальную белизну, и высокие оптические характеристики. Особенность технологического процесса заключается в долгой варке хрусталя в процессе производства, в результате чего хрусталь становится практически бездефектным. Dartington Crystal специализируется на изготовлении гладкого хрусталя, не позволяющего скрывать малейшие дефекты. Особые «фирменные» приметы бокалов, фужеров и других изделий марки — это шлифованные края и гравировка DC на ножке бокала.

Марка Lalique известна истинным ценителям необычного хрусталя: конек фирмы — так называемый сатинированный, то есть матовый хрусталь. Весь процесс изготовления происходит только вручную, что сказывается на стоимости продукции, но изделия Lalique выглядят настолько стильно, что цена вряд ли отпугнет настоящих эстетов.

При слове «хрусталь» в сознании российского потребителя обязательно возникнет устойчивая ассоциация: богемский хрусталь. Он всегда отличался как высоким качеством материала (минимум 24% содержания оксида свинца, что равно мировому стандарту) и изяществом исполнения. Бывает богемский хрусталь как штампованным (прессованным), так и ручной работы. На изделиях, изготовленных вручную, присутствует этикетка hand made. Богемские бокалы можно отличить по шву, который скрывается у основания ножки, а при отсутствии последней — на донышке стакана. Если шов в другом месте, то и родина бокала тоже где-то в другом месте, а явно не в Богемии.

Для российского потребителя особняком стоит «родная» продукция старейшего в нашей стране производителя хрусталя. Гусевский хрустальный завод был основан в 1756 году и много десятилетий является ведущим производителем художественных изделий из стекла и хрусталя. Главный козырь предприятия — широчайший ассортимент продукции: от недорогих штампованных изделий до роскошных наборов для изысканной сервировки стола, бокалы и стаканы «на каждый день» и эксклюзивные вещи.

СТЕКЛЯННЫЙ ЗВОН

Хрусталь на постсоветском пространстве довольно часто ассоциируется с эпохой «Иронии судьбы», когда в каждой квартире в «стенке» стоял хрустальный сервиз, являя собой тоску по запретной роскоши и шаблонность понимания красоты. Кроме того, эпоха хай-тек диктует свои законы понимания красоты. Стекло — очень модный и востребованный материал сегодня. Правда, «простота» стекла — понятие довольно спорное.

Производство стеклянной посуды — одно из старейших и самых уважаемых ремесел в Европе. С течением веков оно «обросло» легендами и тайнами, и в позднем Средневековье в традиционно «стеклянных» областях Германии — Шварцвальде, Саксонии — существовали поверья о духах-покровителях стеклоделия. Самая знаменитая — история о добром и справедливом Стеклянном Человечке — даже легла в основу романтической сказки Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Наверное, простым крестьянам было трудно поверить, что такую простую и одновременно изысканную красоту можно создавать без вмешательства свыше, а только при помощи трубки, огня, резцов и шлифовального станка. Но именно так вот уже много веков рождаются «дети» двух матерей — Венеции и Богемии.

МАМА — ВЕНЕЦИЯ

Сердце европейского стеклоделия все же здесь. Многие секреты производства были заимствованы у мастеров Востока, образцы художественных изделий были завезены из Константинополя, но и сами венецианские стеклодувы постарались для развития технологий: например, изобрели филигрань, то есть внедренную в стеклянную массу цветную или прозрачную тончайшую стеклянную нить. Венецианское стекло еще называют муранским, по имени маленького островка Мурано недалеко от Венеции. Именно туда в конце XIII века переселились большинство стеклянных мастерских. Расцвет и мировое признание муранского стекла приходятся на XV—XVI века, то есть позднее Возрождение, и в это время формируются многие формы сосудов для питья, ставшие классикой: стаканы в виде воронок на низких ножках, широкие внизу и сужающиеся кверху бокалы, напоминающие по форме луковицу, сосуды в виде готических кубков… Но основной отличительной особенностью муранского стекла была и остается потрясающая тонкость, невесомость, прозрачность. В наши дни, как и много веков назад, посуда с клеймом «Мурано» является эталоном изысканного вкуса.

БОГЕМИЯ — ВТОРАЯ МАМА, ПАПА ИЛИ БРАТ?

В родственных связях можно запутаться, прямо в лучших традициях сериалов. Дело в том, что в средневековой Венеции было строжайше запрещено разглашение тайн ремесла, приносившего городу колоссальные доходы, да еще и славу. Стеклодувам и членам их семей под страхом тюремного заключения и даже смерти запрещалось выезжать из города и вывозить компоненты для изготовления стеклянной массы. Однако в появившихся в XIII веке в Богемии стекольных мастерских почему-то буквально копировались изделия муранских и венецианских мастеров. Очевидно, кому-то из ремесленников все же удалось покинуть Италию и перевезти с собой секреты монополистки — Венеции.

Поклонники муранского стекла обвиняют чешские изделия в «тяжести», отсутствии изящества и мотивируют это мнение влиянием саксонских стеклоделов, переселявшихся в Богемию с XVI века и, конечно же, внедривших в производство свои технологии и традиции. Но вот в конце XVII столетия именно немецкому стеклодуву, работавшему и жившему в Богемии, посчастливилось выплавить стекло уникальной прозрачности. Технология быстро стала «фирменной» богемской, и именно за чистоту ценится во всем мире стекло Чехии и Словакии. К слову о технологиях: чтобы понять, почему богемское стекло так высоко ценится, стоит узнать какие 7 этапов изготовления проходит каждое изделие, прежде чем стать украшением дома и праздничного стола.

Шаг первый — расплавление и выдувание исходной формы изделия.

Далее для закрепления формы баллон помещают во влажную деревянную форму.

Третий и четвертый шаги — это шлифование и резка по стеклу. Шлифование — это обработка стекла на разной глубине в соответствии с эскизом художника. Самые дорогие изделия проходят алмазную шлифовку. Резчики виртуозно (очень точно и очень быстро, так как время, пока стекло поддается такой обработке, слишком коротко) воспроизводят рисунок.

Этап пятый: нанесение позолоты или создание орорельефов — травленых и затем позолоченных рисунков.

Шестая, предпоследняя, стадия — полировка. Производится она вручную при помощи брусков агата или гематита, ее цель — добиться искрящегося блеска, являющегося отличительным признаком богемского стекла.

После такой кропотливой работы во время заключительного седьмого этапа — контроля качества — до 30% готовой продукции, содержащей хоть малейший, даже незаметный глазу непрофессионала, изъян, разбивают и пускают на вторичную переработку.

В настоящее время под маркой Воhеmiа выпускается чешское стекло производства ассоциации Сrystаlех, объединяющей заводы Novy Bor (он же Эгерманн, этот завод славится своим цветным стеклом), Karolinka, Kventa, Vrbno pod Pradedem, Chlum. При покупке внимательно отнеситесь к маркировке завода-изготовителя, и если вы не находите на упаковке одно из этих названий, но вас уверяют, что это Воhеmiа, стоит насторожиться.

С 1892 года известна марка RONA словацкого завода LR Crystal, его специализация — рюмки и бокалы не только из прозрачного, но и из белого, дымчатого и цветного стекла.

Среди достойных производителей богемского стекла — чешские заводы «Братья Йилкове» из Каменицки Шенов и «Рикл и сыновья» из Вчельничка.

ХРУСТАЛЬНЫЙ МРАК БОКАЛА

• Качество хрустальной массы определяется прежде всего процентом содержащегося в нем оксида свинца. Чем он выше, тем прозрачнее, звонче и, естественно, дороже хрусталь. По-настоящему высококачественным считается хрусталь, содержащий более 30% оксида свинца.

• В хрустальной массе не должно быть помутнений, инородных вкраплений или пузырьков воздуха.

• О качестве материала говорит и чистый, долгий, «прозрачный» хрустальный звон. Если звук кажется глухим, похожим на стук или клацанье, перед вами не хрусталь.

• Проверить, не обманывают ли вас при покупке, можно прямо в магазине: намочите палец и потрите им бокал. Нет, джинн не появится, но желание узнать правду непременно исполнится: качественный хрусталь «поет», подделка же стыдливо отмалчивается.

ХРУСТАЛЬНОЕ СТЕКЛО —ЧТО ЭТО?

Это весьма удачный компромисс между блеском и переливанием хрусталя и неброской изысканностью дорогого стекла. Хрустальное стекло содержит в среднем 10% оксида свинца. Благодаря этому оно обладает голубоватой белизной, отличается от обычного стекла дополнительной приятной тяжестью, ярким полированным блеском и «хрустальным» звоном. Хрустальное стекло, в отличие от его «старшего брата» хрусталя, можно и даже нужно мыть в посудомоечной машине, так как блестеть и переливаться после этой процедуры оно будет еще лучше. Хрустальное стекло мягче обычного стекла, поэтому натирание и интенсивное мытье идут ему на пользу, но не травмируют — ведь оно тверже хрусталя.

Самым известным производителем, специализирующимся именно на изделиях из хрустального стекла, является австрийская компания Stoelzle Oberglass. Специалисты этой фирмы отказались от приема, очень популярного у производителей стекла и хрусталя, — оплавки краев изделий, делающей их более прочными. Главным приоритетом при изготовлении продукции здесь считают сосредоточение на красоте самого напитка, который подается в бокале. Важен цвет, поэтому стекло имеет высшие оптические характеристики, важен аромат — для каждого напитка предусмотрена своя форма, позволяющая насладиться букетом, важен вкус, поэтому ничто не должно стать препятствием для его ощущения. Даже… само стекло, а именно то, с чем соприкасаются губы и язык, то есть край бокала. Oberglass шлифует края изделий отдельных линий. Благодаря качественной шлифовке край бокала не чувствуется и ощущается полный вкус напитка. Есть еще ряд интересных особенностей стекла данной марки, например, монолитная конструкция каждого изделия: пойло и ножка выдуваются одновременно из единой капли стекла. Эта технология традиционно придает изделию дополнительную прочность. Отметим и технологию «трех выпуклых точек» на обратной стороне «пятака» бокала, что придает изделию максимально возможную устойчивость.

Show More
Добавить комментарий