Рояль (Инструмент)

Рояль (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире.

Рояль (Инструмент)

Внутреннее устройство рояля

Рояль (Инструмент)

Молоточки (под струнами) и демпферы (над струнами)

Футор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты — аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.
Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.
Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).
Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля.
Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было — её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц).
Штульрама — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.
Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

Педали

Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:
удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).

История

Впервые фортепиано крыловидной формы изготовил в 1698 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи во Флоренции. До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается бурное фабричное производство в Европе, Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.

Классификация

По размеру рояли классифицируются следующим образом:
Большие концертные длиной свыше 270 cм — максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
Малые концертные длиной 225—250 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
Салонные (универсальные) длиной 200—220 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
Кабинетные длиной 180—195 cм — средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
Малые кабинетные длиной 160—175 cм — малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
Миниатюрные миньон (мини) длиной 140—155 cм — минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.
Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля — это его длина в сантиметрах или дюймах.
По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:
Совершенные — для занятий чистым искусством
Профессиональные — для работы музыканта-профессионала
Любительские — для любительского музицирования
Обучающие — для обучения фортепианному искусству
Интерьерные — для украшения интерьера
Статусные — для создания имиджа владельца
Антуражные — для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
Самоиграющие — для развлечения
Аутентичные — для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
Универсальные — рояли, сочетающие в себе несколько предназначений

Рейтинг роялей

По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):

1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:
C. Bechstein (Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, Нью-Йорк, США и Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (Гэверхилл, Массачусетс, США), Bosendorfer (некоторые модели, Нойштадт, Австрия), Fazioli (Сачиле, Италия)
Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям — в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки

2. Высокий класс:
August Forster (Лёбау, Германия), Bechstein (линия Academy, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, США и Германия), Grotrian Steinweg (Брауншвейг, Германия), Bosendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Sohne (Байройт, Германия), Bluthner (Лейпциг, Германия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония)

3. Средний германский класс:
Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Ronisch (Германия), W. Hoffmann (C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия)
3a. Средний класс:
Boston (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные — Samick Music Corp., Южная Корея), Wm. Knabe & Co. (Теннесси, США), Pramberger (Теннесси, США), Beltmann (Gilan Pianos, США-Германия-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия)

4. Потребительский класс:
Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (США), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США), Bohemia (Чехия), Haessler (Германия-Индонезия), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея)

5. Низкобюджетный класс:
Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)

Обслуживание рояля

Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.
Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку, регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.

Show More
Добавить комментарий