История художественного паркета

Люди уделяли особое внимание обустройству и убранству полов своих домов, начиная с глубокой древности. Еще во время расцвета древнейших цивилизаций Древнего Египта, Индии, Китая и других мастера создавали удивительно красивые и прочные полы.

История художественного паркета

Более тридцати веков назад люди начали использовать дерево для оформления полов в жилищах. Вначале полы настилались из простых бревен или деревянных «кирпичей» из сосны и дуба. Полы, вымощенные массивными дубовыми кирпичами, были неотъемлемой деталью интерьера средневековых замков. Со временем для украшения пола стали использовать не только сосну и дуб, но и редкие и элитные сорта древесины, из которых начали изготовлять изящные деревянные планки.

Само слово паркет произошло от французского «parquet». Вначале, в средние века, во Франции так называли небольшой парк, впоследствии так стали называть покрытую ковром небольшую часть зала, в которой проходили аудиенции. Со временем название «паркет» закрепляется за полами, устланными изящными деревянными планочками, и получает широкую известность за пределами Франции. Паркетные полы, которые по красоте, богатству отделки и утонченности соперничали с настенными гобеленами, лепными потолками и изящной резной мебелью той эпохи, становятся неотъемлемой частью интерьеров европейских замков эпохи барокко, выполненных в стиле рококо.

История художественного паркета

В России издавна было широко распространено исконно народное искусство резьбы по дереву. В древнерусском зодчестве применялась художественная обработка и укладка деревянных полов, которые выполнялись с большим искусством.

Самыми распространенным в общественных зданиях и жилищах древней Руси были деревянные полы из досок или дубовых кирпичей. Это объясняется их неоспоримыми преимуществами перед остальными видами полов, такими как гладкая керамическая поливная плитка и мозаика. Деревянные полы легко обрабатывались, прекрасно сохраняли тепло и были очень дешевы. Самые древние найденные археологами полы строились из расколотых вдоль бревен. Обычно полученные доски крепились к балкам при помощи деревянных гвоздей, но иногда, особенно в южных районах, доски настилали прямо на глинобитный пол.
Начиная с XVI века полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который назывался «в елочку», а сам пол или мост называли «косящатым». Дубовые клепки клали на грубо распиленное основание из дерева мягкой породы, чаще всего, из сосны.
В России моду на паркетные полы ввел Петр І. Для настила паркета он пригласил из Германии целый цех мастеров-краснодеревщиков. Ранее полы в русских соборах, домах знати и общественных помещениях выстилали деревянными досками или так называемыми дубовыми кирпичами. В последнем случае паркетные планки, имевшие форму кирпича, укладывали на известковую основу, а швы между деталями кладки заливали смесью смолы и извести.
Русский паркет начала XVIII века начинает перенимать традиции самого распространенного на Руси вида народного искусства – резьбы по дереву. Во все времена русские мастера и народные художники любили резные украшения. Эта любовь видна почти на всех предметах материальной культуры русского народа, в украшении жилищ, утвари и мебели, а также в шедеврах русской духовной культуры – в былинах и сказаниях. В XVIII веке искусство укладки паркета в России достигает своего высшего расцвета. В это время активно ведется застройка новой столицы, и само время диктует архитекторам художественный и более внимательный подход к оформлению интерьеров новых соборов и дворцов.
В первой половине XVIII века в паркетной моде господствует стиль русское барокко. В то время применялся преимущественно щитовой паркет, который крепился на сосновом основании. Поверх основания выкладывалась фанера с рисунком из древесины самых разнообразных пород. Щиты были уложены в специальную брусчатую решетку, которая придавала всей конструкции определенную прочность.
В производстве паркета широко используются как местные породы древесины (береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач), так и дорогостоящие и редкие заморские сорта: черное эбеновое дерево, фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинара, белый и красный кипарис, туя, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра. Огромное разнообразие цветов и фактур этих сортов дерева позволяло русским мастерам создавать на полу самые настоящие шедевры.
В ту эпоху все паркетные работы выполнялись исключительно вручную. Только богатые и состоятельные люди могли украсить полы в своих домах дорогим и красивым паркетом.
В паркете всегда высоко ценилась природная окраска древесины, но вместе с тем широко использовалась её подкраска и так называемое подкуривание. Для получения эффекта объемности часть древесины немного оттеняли. Для этого применяли такой способ подкуривания, когда часть древесины, предназначенную для затемнения, погружали на некоторое время в горячий песок, где и держали ее вплоть до получения требовавшегося результата.
Еще один очень оригинальный способ обработки паркета получил название графьё. На основном фоне пола прорезали тонкие желобки или наносили углубленные штрихи с последующей их заливкой варом контрастного цвета или тончайшими вставками из древесины черного дерева, получая в результате разнообразные орнаменты.
Мастера прошлого досконально изучили все тайны искусства укладки паркета. Они отлично знали, что правильный раскол дерева имеет чрезвычайно большое значение, поскольку направление волокон, идущее перпендикулярно источнику света, визуально делает поверхность древесины более темной, а направление волокон, расположенное параллельно к источнику света, визуально осветляет поверхность. Тщательно подбирая и укладывая под определенным углом соседние клепки, они использовали одну из самых удивительных особенностей паркета – изменчивую игру дерева и света.
В конце XVIII века на смену барокко пришла русская классика. Вместо витиеватых и замысловатых барочных орнаментов паркет стали украшать строгие классические рисунки, сдержанные линии и симметричные элементы.
Резко изменилась и цветовая гамма используемого материала. Экспрессивные, яркие и контрастные узоры сменились бледно-розовыми, светло-голубыми, светло-зелеными, сиреневыми пастельными тонами. Основной девиз периода русской классики — сдержанность и минимализм во всем.
Эти тенденции продолжают развиваться в XIX столетии. Отличительные черты паркета этого периода — четкие контуры, правильные геометрические орнаменты и строгое соблюдение симметрии. Во второй половине XIX века в Петербурге и Москве начался выпуск фабричного паркета. Он сразу же завоевал огромную популярность и начал пользоваться большим спросом у населения. C тех пор паркет можно по праву назвать самым элегантным и совершенным отделочным материалом.
В конце XIX века начинается настоящий паркетный бум. Массовым производством паркета занимается уже изрядное количество открывшихся в России фабрик. В Петербурге было три фабрики, специализировавшихся на выпуске штучного паркета, в Москве – восемь таких фабрик. Число паркетных фабрик неуклонно увеличивается, постепенно расширяется их география. В 1914 году, по данным справочника «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи», паркет изготавливают уже 85 российских предприятий. С этого момента начинается массовое применение паркетных напольных покрытий в жилищном строительстве.
На XIX век приходится закат искусства художественного паркета, лучшими образцами которого и сейчас с восхищением любуются посетители Эрмитажа и Государственного Русского музея.

В XX веке фабричный паркет продолжает находить самое широкое применение в строительстве общественных и жилых зданий, а художественный паркет практически полностью исчезает. Почти до середины прошлого века для мастеров художественного паркета находится работа только в сфере реставрации памятников искусства. Угасший интерес к работам по созданию нового художественного паркета возрождается только с началом строительства в Москве «сталинских» высоток.
В тот период истории, когда весь советский народ шагал дружно в ногу, в едином порыве выполняя и перевыполняя планы пятилеток, а космические корабли неустанно бороздили просторы Вселенной, для изготовления фабричного паркета использовались недорогие породы дерева, такие как ель, сосна, дуб, а паркетные полы укладывались, по большей части, «в елочку», «плетенкой» или «палубным» настилом. По краям обычно делали бордюр, чтобы сгладить неровности. Сверху паркет покрывали лаком или натирали мастикой.
В последние 15 лет произошел новый взлет популярности этого старинного и вместе с тем удивительно современного напольного покрытия. «Возрождение» паркета выражается как увеличением объемов его производства, так и еще большим расширением ассортимента.
Согласно статистике, опубликованной Европейской федерацией производителей паркета (FEP), годовой объем производства паркета в настоящее время составляет более 81 миллиона квадратных метров. В Европе признанными лидерами паркетной индустрии на сегодняшний день являются Германия, Франция, Италия, Испания, а также Дания и Финляндия, имеющие давние традиции в производстве паркета.
Паркет, во все времена служивший символом престижа и элегантности, вновь обретает былую славу. Он остается излюбленным напольным покрытием современности благодаря своим непревзойденным качествам: практичности, экологической чистоте, долговечности, а самое главное – неповторимому ощущению солнечного тепла и янтарному оттенку натуральной древесины.

Show More
Добавить комментарий