БОГЕМСКИЙ ХРУСТАЛЬ- ЗОЛОТАЯ ЛЕПКА

Богемский хрусталь

БОГЕМСКИЙ ХРУСТАЛЬ- ЗОЛОТАЯ ЛЕПКА

При словосочетании «чешское стекло» в сознании русскоязычного туриста обязательно возникнет устойчивая ассоциация с «богемским хрусталем». И это не удивительно: чешскую стекольную продукцию знают и ценят во всём мире.

БОГЕМСКИЙ ХРУСТАЛЬ- ЗОЛОТАЯ ЛЕПКА

Первые упоминания о чешских мастерах-стеклодувах относятся к XII веку, а в начале XVI века в стране насчитывалось около 90 мастерских по производству стекла. В отличие от других европейских стран, где стеклянные изделия считались предметами роскоши и появлялись только в богатых домах, в Чехии стекольная посуда была доступна и простым мещанам.

Как появился хрусталь

Хрусталь – это свинцовое стекло, которое получается в результате замены окиси кальция окисью свинца. Оно довольно мягкое и плавкое, но весьма тяжёлое, отличается сильным блеском и высоким коэффициентом светопреломления, разлагая световые лучи на все цвета радуги и вызывая игру света.

Производство хрусталя является сложной технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:
— горный хрусталь (природный кварц)
— свинцовый хрусталь
— бариевый хрусталь
— калиево-кальциевой хрусталь

Изготовление хрусталя при помощи бария и свинца происходит при температуре более полутора тысячи градусов. Кроме свинца (бария) данная технология предусматривает использование кварцевого песка и добавок, которые обеспечивают стойкость хрусталя к химическому воздействию.Богемия — латинское название одной из трёх исторических территорий Чехии. В конце XVI века в Богемии возродилась древнеримская техника резьбы по стеклу. Сначала этой техникой украшали сосуды из горного хрусталя — кубки, чаши, а потом – изделия из стекла. В Чехии эта техника прославилась благодаря Каспару Леману (1570-1622 гг.) — придворному ювелиру и гравёру императора Рудольфа II. Мастер, который был родом из Нюрнберга, одним из первых в Чехии стал применять технику резьбы горного хрусталя к чешскому стеклу, сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой и пунктированием. Этот новый способ огранки стекла получил название «алмазный».

Так в искусстве огранки «богемского стекла» начал формироваться особенный и неповторимый стиль. Новая техника отвечала эстетике стиля барокко и быстро распространялась в Европе. Чешские ремесленники успешно конкурировали с венецианскими коллегами и, на какой-то период, даже отняли у них традиционный рынок сбыта — Ближний Восток. Прочные граненые и необычайно красивые изделия из богемского стекла постепенно вытесняли хрупкую и нежную продукцию венецианских мастеров. Османские султаны предпочитали заказывать стекло в Чехии…

Однако, богемское стекло в XVI веке еще не было хрусталем в полном смысле этого слова. Только в 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом и пытаясь улучшить оптические свойства стекла, попробовал добавить к нему окись свинца. Стекло стало твердым, звонким и прозрачным. Так родился настоящий хрусталь. Он выделялся более насыщенным блеском. Этому примеру последовал чешский стеклодел Мюллер, который в 1684 г. изготовил настоящий «богемский хрусталь».

Современное производство стекла в Чехии наиболее широко представлено двумя старинными традициями — это богемский хрусталь и гладкое расписное стекло. По типу обработки стекло бывает: расписное, гравированное и шлифованное.

Секрет богемского хрусталя заключается, с одной стороны, в особых свойствах массы — при застывании она дает очень твердую, чистую поверхность с неповторимым блеском, а с другой — в искусстве резчиков и шлифовщиков, заставляющих поверхность изделия искриться, подобно алмазу. Многовековая традиция шлифовки хрусталя сохранилась до сих пор: хрусталь шлифуется вручную.Сегодня качество богемских бокалов, люстр, игрушек определяется пропорциями окиси свинца в хрустале. В марке traditional низкое содержание окиси свинца — 24%, в марке standard — до 30%, а в premium — от 33%, что является эталоном качества для хрустальных изделий. Каждая модель изделия может быть изготовлена одновременно в трёх стандартах.

О качестве материала говорит и долгий, «прозрачный» хрустальный звон. Если звук кажется глухим, похожим на стук или клацанье, перед вами не хрусталь. Проверить, не обманывают ли вас при покупке, можно прямо в магазине: намочите палец и потрите им бокал. Нет, джинн не появится, но желание узнать правду непременно исполнится: качественный хрусталь «поет», подделка же стыдливо отмалчивается.

Чешское стекольное производство считается старейшим в Центральной Европе. Изделия из богемского хрусталя — бокалы, вазы, люстры — занимают достойное место в любом интерьере, так как сочетают в себе безупречный вкус, высокое качество и современный дизайн.

Show More
Добавить комментарий