Деревья в славянской культуре

0

Верба

Верба — очень интересное дерево, иногда даже его называют кустарником, что не совсем верно. Верба — это основной символ плодородия, который активизируется в цикл Ярила — Солнца. В это время верба очень полезна как оберег от злого и для рождения детей, если ветки стоят в спальне молодожёнов.
На Купалу девицы играли с вербой и ставили шест с ветками вербы и водили хоровод вокруг неё, а парни должны были пробраться в круг и захватить хоть одну ветку, что символизировало приобщение к плодородию, что очень гармонировало с духом праздника.
При первом выгоне скота, вербой обязательно погоняли животных. Считалось что тогда будет хороший приплод и животные не будут болеть.
Старая верба у славян считалась дурным деревом, отчасти от того что не давала плодов, отчасти от того что была гнилой внутри. В такое дерево стреляли из лука и считалось что у такого дерева нет тени.
У западных славян есть легенда о вербе. В этих землях считают что если вы нашли вербу в глухом лесу то из этого дерева можно сделать дивную дудочку, которая может оживлять чувства и давать людям и живым организмам отличное настроение!

Бузина

Так как бузина произрастает ближе к Западным славянам чаще всего о ней можно встретить в преданиях наших собратьев. Бузина западнославянский аналог нашей осины. Считается что бузина крайне вредное и даже опасное дерево, которое может навредить человеку.
Бузину не использовали в постройках и как дрова, а если нужно было выкорчевать её, то просили юродивых, так как считалась что им бузина зла не причинит. И на месте где росла бузина, обычно, ничего иного больше не произрастает.
Бузину использовали в обрядах, как оберег на дождь, девушки гадали с ветками бузина на суженного, но обязательно после обрядовых действий ветки бузины нужно было утопить. Это очень символично так как славяне верили что бузина произрастает во всех трёх мирах и поэтому отправив её на дно водоёма, отправляли весточку в тот мир.
Бузину сложно назвать одним из основных славянских деревьев, но она присутствует в практики — магических действиях и закреплена в культурологическом аспекте.

Орешник

Орешник является священным деревом славян. Считается что он оберегает от грозы и молний, поэтому во время грозы прятались под его ветками. Особенно орешник впитывает обережную силу на Купалу. Именно в этот день из его веток получаются самые заряженные нательные обереги. но, обязательно, нужно попросить у дерева разрешения срубить ветку!
Обереги наделённые такой силой защищали от навьих духов, сглаза и враждебной силы.
В славянской культуре принято отождествлять дух умершего с деревом. В контексте орешника эта традиция максимально актуальна. так на все славянские праздники принято шептать орешнику слова, которые посвящаются умершему сородичу. Отсюда есть поверье что тяжело больному говорили: «Оставь ореховое и приходи в явное», тем самым желали больному вернуться из навьего мира в мир живых.
Естественно без крайней нужды орешник не рубили и даже не тревожили.
Существуют и колядные гадания с орехом. Тут смотрится плод. Если плод большой и насыщенный то год будет тёплым и сытым, если плода нет, то тут всё может быть плохо в новом году.

Рябина

Рябина в славянской мифологии прочно закрепилась. Рябину считают обережно-магическим древом. Считается что если больной человек пройдёт над сломленной рябиной три раза то его не одолеют никакие болезни. Продолжаю тему болезний можно сказать что было обязательным во второй день принести на свадьбу ветку рябины и похлопать ею гостей от напасти и болезней, и потом зарядив её отдать молодым от сглаза. Видимо в силу этих традиций ветку рябины вешали над дверью возвращаясь с похорон. На русском севере, например, пастух прогонял скот через ветки рябины дабы скот весь вернулся домой.
Белорусы и Украинцы не использовали рябину в качестве дров и существовал негласный запрет на сруб этого дерева. Считалось что тот кто навредит рябине будет потом умчаться зубной болью.
Часто славяне обращались и к самому дереву, прося его преодолеть боль и жизненные трудности.
Рябина в народе ассоциируется с грустью (видимо из-за плодов) и тоскливой жизнью.

Ольха

Про ольху не так много известно. Но, тем не менее есть несколько легенд, в которых присутствует это дерево. Самая знаменитая легенда гласит. Когда Чернобог с Белбогом соперничали в Ирии они пытались создать хищника для русских лесов. У Чернобога это никак не получалось, а Белбог смог сотворить волка. И вот разгневанный Чернобог погнался за волком. Волк же спрятался в ольхе, но когда он пытался забраться на макушку Чернобог смог таки укусить волка за пятку. Вот от крови первого волка кора ольхи и стала красной.
Ольха является мощным оберегом и даже можно сказать регулятором погоды. Поэтому от непогоды спасает кусочек ольхи.
Также кусочек ольхи, от сглаза, укладывают под одежду молодожёнам.

Клён

Клён в славянской культуре олицетворяет элемент реинкорнации. Собственно славяне верили что в каждом клёне есть живая сущность человека, которая ждёт перерождение. Второе имя у клёна «Явор». Например матушка обращается к сыну рано ушедшему из жизни «Ай, мой сыночек, мой же ты яворочек». Поэтому нельзя было делать гробы и погребальные костры из клёна. и вообще клён в этих целях старались не губить. Отчасти такое сопоставление возможно ко всем деревьям, просто у клёна пятипалый лист что соотносит его с человеком.
В западнославянской культуре считалось что клён судьбоносен. Он определяет честен ли человек. Если при прикосновении к сухому клёну тот расцветал. значит благая весть в человеке живёт и честен он. Если клён засыхал, то человек кривдой живёт. В некоторых преданиях даже указывается что так разрешали спорные случае при вечах и судах.

Осина

Осина давно известна Русам. Из неё чаще всего строили корабли и суда. Слово «Осина» происходит от слова «осинять» — это когда спил осины покрывается синевой. Эта семантика прочна закрепила за этим деревом смертоносный контекст во многих культурах, даже далёких от славянской.
Осиновые нательные обереги спасают от злого и порочного и закрывают доступ навьего мира к мыслям человека. Отсюда считается что мертвяка можно убить только осиновым колом.
Эта тонка грань между жизнью и смертью приводит нас к пониманию что это дерево Богинь Живы и Марнены, которые в своем бинарном противоборстве приводят в действие веретено Макоши.
Такое значение осины быстро привело к тому что обязательным элементом доспехов воина является это дерево. Из осины делались шиты и многие другие элементы доспехов. Это больше оберег чем реальная защита.
В народных поверьях противоборство Марены и Живы повлияли на легенду о живой и мертвой воде. Считалось что осина могла воскрешать.
Осина прочно закрепилась в Славянской мифологической системе.

Ель

Ель, как и сосна очень старинное дерево, которое росло на территории пребывания Русов с испокон веков. Славяне ель использовали в качестве строительного материала очень активно. Братья белорусы, дабы почтить Перуна при строительстве дома, у каждого опорного камня, подкладывали еловые ветки. По народным поверьям это вызывало милость громовержча и огонь обходил дом стороной.
Ель, как и сосна активно применяется в похоронных обрядах. Во-первых, она отпугивает злых духов, во-вторых, сажали ель у люде, которые рано ушли из жизни. Отсюда Русы считали что ель — один из символов вечной жизни. Отчасти по той причине что ель вечнозелёное дерево.
Ель из-за своей формы ассоциируется с женской фигурой, а следовательно — она женское дерево.

Сосна

Сосна может похвастаться тем фактом что она её род известен на нашей планете уже боле 100 миллионов лет. Возраст самой старой сосны составляет 4900 лет. Это мягко сказать вызывает уважение!
В народной медицине используются хвоя. кора и живица. Живица — чистит организм, поэтому сегодня её особенно любят родноверы.
Сосна хвойное дерево со специфическим запахом. В народе считается что в Сосновом бору только удавиться. Это имеет место, так как в ведической культуре сосна прочно ассоциируется с миром мёртвых, навьим миром. В представлении родноверия сосна соединяет Явь-Правь-Навь.
Именно поэтому когда хоронят то кидают сосновые ветки. Запах сосны отпугивает Навьих духов, а жжёные сосновые ветки уносят из навьего мира суть человека. Сосна присутствует присутствует во всех погребальных обрядах.
В ведической культуре сосна прочно соотносима с Макошью. Это её дерево.

Дуб

Дуб — исконное, славянское дерево. Его всегда называли княжеским деревом. Именно поэтому дуб считается деревом бога — громовержца Перуна. Дуб — мужское дерево, в противовес берёзе — женскому дереву. Отчасти это от того что дуб — очень прочное дерево, которое с трудом поддаётся обработке, от этого оно такое долговечное.
Путешествую по Руси тысячелетней давности можно было часто встретить дубовые рожи с капищами. Это было нормой в те времена. В каждой дубовой роще жил Волхв, который проводил богослужения и следил за рощей. Особенно чтили самый старый дуб. Именно рядом с ним проводились обряды. Не зря в народе сохранился эпитет который идёт в связке со словом «Дуб», он обязательно вековой…
Именно возле дубов играли раньше свадебки да проводили имянаречения.
Дуб в народной медицине прочно связывается с зубной болью, от которой лечит его кора.
Дуб — мощное и интересное дерево с точки зрения славянской ведической мифологии.

Берёза

Берёза — красивое и гибкое дерево, которое в Родной вере занимает почётное место. С культом берёзы связано очень многое. Например, многие обряд совершались исключительно в берёзовых рощах. Это вызвано тем фактом, что берёза светлое дерево, и поэтому оно хорошо подходит для светлых обрядов. Не зря на Руси берёзовую рощу противопоставляли сосновой роще, где по народным поверьям в пору только удавиться.
Берёза в родноверии считается девичьим деревом. именно поэтому колыбели для молодых матерей делались из берёзы, дабы помочь матери в и уберечь ребёнка. Все женские нательные обереги делались из берёзы.
Защитные свойства берёзы как оберега очень сильны, так как это дерево энергию даёт, именно поэтому одна из народных примет гласит, что когда болит голова нужно к голове прикладывать берёзовую ветку.
Берёза магическое и красивое дерево, которое радует глаз и даёт, при правильном подходе, много полезного для славянина.

Источник:
http://putisvaroga.ru/putisvaroga/derevya-v-slavyanskoj-kulture

Share.

About Author

Leave A Reply

×